"

Выставка «Уроки Гаджиомара» по творчеству кубачинского мастера пройдет в Махачкале

Фото:
2379
4 минуты
Выставка «Уроки Гаджиомара» к 85-летию заслуженного художника России, заслуженного деятеля искусств Дагестана Гаджиомара Изабакарова откроется 3 марта в выставочном зале ГБУ «Музей-заповедник – этнографический комплекс “Дагестанский аул”», сообщили РИА «Дагестан» в министерстве культуры республики.

Выставка «Уроки Гаджиомара» посвящена творчеству и педагогической деятельности старейшего кубачинского мастера Гаджиомара Изабакарова. В этом году ему исполнилось 85 лет. Более 50 лет он преподает в Кубачинской средней школе предмет «Основы кубачинского искусства». Всю свою жизнь мастер изучает классические орнаменты – миндурма (сетка), мархарай (заросли), гумусса (черный фон), тутта (ветка), тамгIа (пятно), москав накьиш (московский узор), хIяшур (медальон) – и на их основе создает сотни эскизов, часть которых воплощена в серебряных изделиях, остальные ждут своего часа.

На выставке «Уроки Гаджиомара» представлено более 100 эскизов орнаментов, самый ранний из которых датируется 1947 годом, а самый поздний выполнен буквально за несколько дней до открытия выставки.

«Кажется, что здесь не может быть ничего нового, интересного, но орнамент в отвергшей изобразительность мусульманской культуре – это не только музыка для глаз, но цельная философская система, утонченное видение мира, художественный язык исламской цивилизации. В руках же талантливого мастера орнамент превращается в инструмент для передачи зашифрованной информации об идеальном мире и его райских садах.

Как истинный кубачинец, Гаджиомар Изабакаров чувствует орнаментально, думает орнаментально, видит мир через орнамент. Орнамент как определенная система ритмически упорядоченных изобразительных элементов, подобно музыкальному и поэтическому ладу, лежит в основе понятия гармонии – тончайшей структуры, совпадающей с вибрациями человеческой души, которую мы называем красотой. Не случайно красота – одно из самых повторяемых слов в речи старого мастера.

Создавая на бумаге орнаментальную композицию, художник создает станковую графическую картину, имеющую самостоятельную эстетическую ценность. При кажущейся на первый взгляд схожести десятков и сотен эскизов, при внимательном их рассмотрении обнаруживаешь удивительное разнообразие, которое можно классифицировать по тематике, графическому почерку, композиционному построению. Тематически эскизы логично делятся на классические кубачинские орнаменты, творческие вариации, композиции с изображениями животных, птиц, сказочных персонажей, композиции с изображением человека, имена-посвящения.

Каждый тип имеет свою историю, свои прообразы – в ближневосточном орнаментальном искусстве, в кубачинских резных камнях, арабской каллиграфии, фольклоре. Композиционно и технически орнаменты также бесконечно разнообразны. Они могут иметь форму круга, овала, ромба, квадрата, многоугольника. Могут быть выполнены карандашом, тушью, гелевой ручкой, акварелью, маслом – черным по белому или, наоборот, белым по черному, а могут – синим по белому, быть многоцветными. Закомпонованы узоры тоже с разной степенью густоты, напоминая то тонкое ажурное кружево, то густую, насыщенную вязь кубачинской черни. Имена-посвящения – настоящие ребусы, которые порой трудно расшифровать, так умело мастер прячет имя близкого человека в густых зарослях орнамента», – говорят организаторы.

Гаджиомар Изабакаров практически владеет всеми техниками обработки драгметалла и слоновой кости, но равных ему нет в сложной и редкой технике выемчатой эмали. Обычно ювелиры используют ее для декорирования на изделии небольших фрагментов, Изабакаров же покрывает эмалью по гравировке всю поверхность предмета орнаментом в стиле миндурма, тутта или мархарай, затрачивая очень много времени и труда. Но результат превосходит все усилия. Любимые цвета Изабакарова – небесно-голубой, ярко-синий в сочетании с белым и черным. Его работы всегда узнаваемы: в них нет пестроты и крикливости, присутствует особая чистота колорита, ясность мысли и удивительная одухотворенность, не случайно в искусстве символизма голубой цвет олицетворяет небесное, духовное начало.

На выставке также представлено несколько анималистических фарфоровых статуэток, выполненных Изабакаровым в 1962 году во время учебы в Московском химико-технологическом институте художественной промышленности. В экспозицию включена и единственная живописная работа из той же студенческой поры – копия фрагмента картины В.Васнецова «Богатыри» в обрамлении двойной орнаментальной композиции.

Часть экспозиции отведена под ювелирные и графические работы учеников Гаджиомара Бахмудовича, которые хранятся в музее Кубачинской средней школы. Изделия кубачинских школьников участвовали в 17 зарубежных выставках, всегда вызывая восторг посетителей. С 1969 по 1991 годы его ученики за участие в главной выставке достижений страны (ВДНХ) получили 113 золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Более 50 лет Изабакаров передает следующему поколению кубачинских мастеров свои знания, умения, опыт, свою любовь к классическому кубачинскому орнаменту.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела