"

Акай Муртазаев: «Подготовку кадров важно начинать с высшей школы»

Фото:
291
7 минут
МАХАЧКАЛА, 15 апреля – РИА «Дагестан». Подготовку кадров важно начинать с высшей школы, заявил директор Дагестанского федерального исследовательского центра РАН Акай Муртазаев сегодня на круглом столе «Концепция развития образования в Республике Дагестан как инструмент реализации региональной образовательной политики», организованном совместно с министерством образования и науки республики и Дагестанским государственным университетом.

«Сегодняшней встрече предшествовала большая работа, которую провело министерство образования и науки Дагестана по разработке Концепции развития образования в республике. В марте прошлого года по поручению Главы Дагестана Сергея Меликова началась эта работа. В декабре на заседании Совета при Главе Дагестана по образованию и науке обсуждали рабочий вариант концепции, в марте текущего года она была принята. В соответствии с этой концепцией мы будем развивать наше образование», – открыл заседание Муртазаев.

Говоря о недостатках концепции, директор ДФИЦ РАН отметил: «Учтены все ступени образования, в том числе высшая, но головы нет. Голова – это аспирантура. Минобразования Дагестана к аспирантуре никакого отношения не имеет, но для подготовки кадров для отраслей экономики, чтобы дагестанцы развивались и были конкурентоспособны, нужны специалисты, которые будут воспитывать и обучать молодежь. У нас 3,5 тыс. преподавателей, которые работают в профессиональных средне-специальных образовательных организациях, 3,5 тыс. преподавателей работают в вузах, 700 человек – в ДФИЦ, это весь научный потенциал. Если говорить о высшем образовании, преподавателям крайне желательно иметь ученую степень. То есть человек должен пройти аспирантуру. Минуя аспирантуру, развивать систему образования невозможно».

Что касается состояния аспирантуры сегодня в Дагестане, Муртазаев сообщил, что с момента преобразования ее статуса в 2013 году, когда она стала третьей ступенью высшего образования, произошли кардинальные изменения. Число аспирантов в стране снизилось вдвое, а количество защитивших диссертацию - в 5 раз.

«Каким образом можно готовить преподавателей, которые будут готовить кадры в школах? Система подготовки кадров высшей квалификации плохо работает. То, что аспирантуре придали статус третьей ступени высшего образования, привело к тому, что в большинстве академических институтов аспирантура прекратила существование. Нелепые требования, связанные с аккредитацией, которые появились в один день, - о наличии буфета, медпункта, общежития, архива и т.д., и их тут же надо было выполнять, привели к перекосу и деградации системы аспирантуры в академических организациях. Например, Институт физики ДФИЦ РАН – единственный на Северном Кавказе своевременно смог пройти эту аккредитацию.
  
Сегодня по Дагестану картина такая: в ДФИЦ обучается 15 бюджетных аспирантов, в ДГУ – 40 бюджетных и 97 внебюджетных, ДГТУ – 109 бюджетных и 1 внебюджетный, ДГПУ – 85 внебюджетных. Аграрный и медицинский университеты не беру, у них своя специфика. С защитой из аспирантуры выходят менее 1% аспирантов. Это говорит о том, что кадры в вузах и в научных организациях стремительно стареют и теряют квалификацию, потому что старшее поколение уходит, а пополнение идет кадрами без ученых степеней, научной квалификации», – заявил Муртазаев.

С 1 сентября 2021 года аспирантура в очередной раз реформирована и в этом году прием ведется по новой схеме. «В целом многое выправили», – отметил Муртазаев и остановился на наиболее существенных изменениях в подготовке молодых ученых. Главным плюсом названо то, что подготовка кадров в аспирантуре будет производиться по специальностям ВАК и не нужно проходить аккредитацию, а не по направлениям, как это было ранее.

«Если не будет кадров, готовящих кадры, ничего не  состоится. Если нет системы подготовки кадров высшей квалификации, через 10 лет у нас в научных организациях и в вузах будет катастрофическая ситуация. Концепция развития образования в Республике Дагестан рассчитана до 2030 года, она хорошая, но этот момент может всё перечеркнуть. Подготовку кадров важно начинать с кадров высшей квалификации. Высшая школа готовит кадры для средней школы и т.д. Цепочка не должна обрываться. Чтобы о проблемах аспирантуры услышали наверху, понадобилось 10 лет. Когда вводилась эта система при министре образования и науки Российской Федерации Дмитрии Ливанове, никакого обсуждения ни в научных организациях, ни в вузах не было», – подчеркнул Муртазаев.

Заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ Джафар Маллаев в своем выступлении отметил, что замена отечественной системы образования Болонской многоуровневой системой ослабила подготовку специалистов.

«Почему мы сегодня не достаточно используем положительный опыт нашей страны в подготовке подрастающих поколений, научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру как первого уровня для отбора лучших в докторантуру. Сегодня Болонская система образования, навязанная нам как путь в интеграцию в мировое сообщество, показала свою несостоятельность по сравнению с отечественной системой. Большинство ведущих стран мира взяли за основу своих систем нашу отечественную систему образования. Отечественная система образования прошла большой исторический путь развития и взяла все лучшее из опыта ведущих стран мира, формировалась на менталитете, национальной культуре и традициях её народов, вкладе Российского научного сообщества, ведущих педагогов и психологов страны. Все достижения, прорывные технологии и обороноспособность нашей страны сегодня выстроены на отечественном образовании больше прошлого столетия.

Бумажный вал и постоянная смена ФГОСов и РПД, со сменой компетенций – это не продуктивно и отвлекает учителей и преподавателей от учебной, научной и воспитательной работы. Создаётся впечатление, что ФГОСы составляют люди, далекие от науки и практики. Ранее были единые учебные планы и программы, разработанные ведущими учёными, учителями, методистами страны.

Средняя школа так же подвержена смене образовательных стандартов, часто не стыкующихся со стандартами высшего педагогического образования. Дети перегружены занятиями и домашними заданиями. Введение ЕГЭ вообще разрушает опыт отечественной школы. Тестирование никогда не было основным показателем уровня подготовки. Сегодня авторитарный и менторский режим проведения ЕГЭ зачастую приводит родителей и детей к стрессовым состояниям. А натаскивание репетиторами выпускников на сдачу набора необходимых для поступления в вуз испытаний ЕГЭ разрушает учебную мотивацию к получению фундаментальных межпредметных знаний. Большинство учащихся, чтобы не сдавать ЕГЭ, поступают в колледжи, поэтому их количество стало расти. Популярность СПО обоснована тем, что выпускники могут поступать в вузы по вступительным профильным экзаменам без ЕГЭ», – сказал Маллаев.

Обращаясь к коллегам, докладчик призвал объединить усилия для создания отечественного образования на основе исторического прошлого и настоящего, аккумулировав лучшие научные идеи.

Руководитель Институт социально-экономических исследований ДФИЦ РАН Шихрагим Кутаев перечислил факторы, которые являются барьером на пути развития и повышения качества общего образования в республике. Среди них – низкая оплата труда и, как следствие, низкая мотивация и результативность подготовки учеников; текучесть педагогических кадров; слабая профессиональная педагогическая и психологическая подготовленность молодых учителей; нежелание, а зачастую неспособность профильных педагогов подготовить учеников к сдаче ЕГЭ.

Для реализации эффективной образовательной политики Кутаев предложил принять управленческое решения с соответствующей финансовой основой. В частности, разработать региональный проект «Молодой учитель», предполагающий предоставление жилья педагогическим работникам (жилищный сертификат, льготная ипотека, выделение целевых средств на приобретение жилья и т.д.), проработавшим в профессии 10-20 лет. Также по аналогии с программой «Земский доктор» предусмотреть средства для городских учителей. При этом суммы по программам «Земский доктор» и «Земский учитель» рекомендуется увеличить в 1,5-2 раза.

«Процесс привлечения молодых, одаренных педагогов необходимо начинать сейчас, в том числе потому, что еще осталась прослойка педагогов с большим опытом и стажем, которые могут стать наставниками для них», – подчеркнул Кутаев.

Первый заместитель министра образования и науки Дагестана Магомед Абидов сообщил, что проект Концепции развития образования в Республике Дагестан на период до 2030 года, находится на согласовании в органах государственной власти и до 5 мая 2022 года будет представлен в Правительство республики для утверждения. Помимо прочего, документом предусмотрена реализация мероприятий и задач в сфере кадрового обеспечения региональной системы образования. Предполагается обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации; внедрение системы независимой оценки качества подготовки кадров; включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни и т.д.

В ходе заседания обсудили также вопросы наставничества в системе образования, модернизации содержания дошкольного образования с учетом особенностей развития региона, подготовку кадров организациями среднего профессионального образования в соответствии с потребностями экономики республики.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела