"

Эксперты по межнациональным отношениям разъяснили вносимые в законодательство изменения по изучению родных языков

Фото:
1176
4 минуты

МАХАЧКАЛА, 1 июня – РИА «Дагестан». Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» обсудили накануне на заседании Экспертного совета по межнациональным отношениям при Миннаце РД, сообщили информагентству в пресс-службе ведомства.

В мероприятии в режиме видеосвязи приняли участие федеральные эксперты: директор Центра этнополитических исследований Майя Аствацатурова, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин, руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко.

Председатель Совета, врио министра по национальной политике Дагестана Татьяна Гамалей ознакомила участников мероприятия с повесткой дня заседания, дала разъяснения по вопросам, связанным с вносимыми изменениями в Федеральный закон.

Эксперты выразили озабоченность тем, что процессы глобализации в первую очередь влияют на малые языки. В этой связи, по их мнению, главная задача – приложить все усилия, чтобы сохранить эти языки.

Одновременно они призвали общественность не политизировать вопросы, связанные с обсуждаемым законопроектом, и детально разобраться в сути вносимых изменений.

По итогам заседания экспертами принято решение дать письменные разъяснения по предложенным изменениям в ФЗ «Об образовании».

Одной из первых свое заключение по обсуждаемой теме представила Ольга Артеменко. В заключении, в частности, указано, что многие искажают смысл данного законопроекта.

По ее словам, проект закона возник не случайно. «В некоторых регионах, начиная с 2000-х годов, в образовательную деятельность школ было введено обязательное изучение государственного языка соответствующего субъекта –без учета мнения их родителей и независимо от того, является ли этот язык родным для ребенка.

При этом в Татарстане в большей части школ на изучение татарского языка отводилось до 6 часов в неделю, а на изучение государственного языка страны – русского – от 3 до 4 часов. В результате в федеральные органы власти стали приходить многочисленные письменные обращения родителей, недовольных сложившейся ситуацией и даже жалобы учащихся», – отметила она.

Артеменко подчеркнула, что многие эксперты обращали внимание на данный факт, отмечая, что в многонациональном обществе языковая политика, которая реализуется рядом регионов «представляет собой действительно конфликтогенный фактор».

«Вместе с тем республиканские власти утверждали, что ничего подобного не происходит, а количество обращений только увеличивалось. Практически данная ситуация оставалась нерешенной в республиках Татарстан, Башкортостан, Коми, Чувашия и Якутии.

Именно по этой причине в июле прошлого года на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое проходило в Йошкар-Оле, Президент России Владимир Путин высказал свою четкую и ясную позицию по данной проблеме. Главой государства даны поручения, в частности, Генеральной прокуратуре совместно с Рособрнадзором проверить соблюдение в регионах положений федерального законодательства в части обеспечения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик», – напомнила эксперт.

По ее словам, одновременно главам всех субъектов было поручено обеспечить изучение школьниками родного языка на добровольной основе по выбору их родителей. «Именно изучение на добровольной основе, а не выбор языка изучения на добровольной основе.

Надо отметить, что во всех общеобразовательных учреждениях Дагестана конституционное право добровольности изучения родного языка соблюдается. В городских же школах они изучают по желанию или родной язык, или культуру народов Дагестана.

В сельских учреждениях реализуются основные общеобразовательные программы этнокультурной направленности, а родной язык изучается всеми учащимися в части программы, формируемой участниками образовательной деятельности. Здесь, с заявления родителей, родной язык становится обязательным предметом», – разъяснила она.

Говоря о концепции и содержании законопроекта, эксперт подчеркнула, что его суть заключается закреплении на законодательном уровне положений поручения Президента страны по установлению правовых гарантий реализации конституционного права гражданина на пользование родным языком, свободный выбор языка обучения и воспитания, – касаемо образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

«Эти права закреплены частью 2 ст. 26 Конституции РФ. То есть сами граждане решают, реализовать это право или нет. Но заставлять кого-то реализовывать это права никто не может и не должен, ведь в таком случае это не право, а обязанность», – прокомментировала эксперт.

Она назвала непонятным вывод о том, что законопроект предусматривает необязательное факультативное изучение родного языка. «В Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” указаны требования к результатам освоения всей основной образовательной программы, а это значит, что все предметы, которые в нее входят, являются обязательными и никакого отношения к факультативу не имеют.

На основании всего сказанного становится очевидным, что положения проекта закона направлены на снятие ряда конфликтогенных факторов. Считаю, что законопроект №438863-7 необходимо поддержать и рекомендовать к первому чтению», – заявила Ольга Артеменко.

Кроме того, для рассмотрения экспертам был предложен проект Закона «О языках народов Дагестана», который в Миннац Дагестана направил профильный Комитет парламента региона.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела