Круглый стол для руководителей дошкольного образования прошел в Дагестане

217
6 минут
КАСПИЙСК, 24 февраля – РИА «Дагестан». В Каспийском детском саду № 31 («Улыбка») прошел круглый стол для руководителей учреждений дошкольного образования «Педагоги прошлого: не известное в известном», посвященный памяти первого декана дошкольного образования Даггоспедуниверситета Вере Кондратовой. Об этом информагентству сообщили в пресс-службе Академии «Каспий».

Организовали мероприятие: Академия «Каспий» и факультет дошкольного образования ДГПУ, при поддержке Управления образования администрации Каспийска.

Открыл заседание круглого стола ректор Академии «Каспий». д.э.н., профессор Магомед Абакаров. Он провел краткий исторический экскурс о развитии и становлении светского образовании в Дагестане отметив, что организаторами первых дошкольных учреждений общественного воспитания детей в Дагестане были русские женщины-сподвижники. К примеру, в 1875 г. в городе Темир-Хан-Шура при женской прогимназии было открыто первое дошкольное учреждение — детский сад М.Г. Макаевой и Е.В. Георгизон. В 1877 г. Н.В. Андреева открыла первый детский сад в сельской местности Дагестана, который функционировал при двухклассном училище в укреплении Дешлагар.  Тем самым был заложен фундамент будущей национальной системы дошкольного образования в Дагестане.

Особую страницу в летопись художественного образования Дагестана вписала талантливый ученый и незаурядная личность Вера Кондратова (1926-2008 гг.). В разные годы она работала деканом факультета дошкольного воспитания ДГПУ) (первым деканом), заведующей кафедрой ДИПКПК и научным сотрудником в ДНИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи. 3а все эти годы она проделала колоссальную работу в подготовке кадров, повышении квалификации, разработке научных и методических пособий и рекомендаций по решению проблем дошкольного образования республики. Мы хотим особо подчеркнуть то внимание, которое Вера Васильевна уделяла изучению народных художественных традиций Дагестана в системе дошкольного образования республики. В работе «Нравственное воспитание дошкольников (обучение - труд - игра)» она рассматривает эстетическое воспитание в комплексе с нравственным, трудовым воспитанием, утверждая, что только в единстве возможно благотворное влияние на воспитание личности.

По мнению Кондратовой: «Воспитанник ДОУ - житель Планеты, он «добрый общественник», с развитыми умениями и способностями в труде, играх, в традициях народной педагогики и «нравственного закаливания» путем «межнациональной осведомленности» и «межнациональной компетентности» с укреплением «карты души» на чувстве собственного достоинства, с умением любить, понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать, сострадать, помогать».

Выступившие: модератор круглого стола, декан  факультета дошкольного образования ДГПУ Марина Абдурахманова; профессор кафедры общей и социальной педагогики социального факультета  ДГУ, член Общественной палаты РД  Бика Алиева; начальник отдела дошкольного образования Управления развития общего образования Министерства образования и науки РД  Хадижат Алиева,  заместитель декана факультета дошкольного образования ДГПУ Диана Гасанова; заведующая кафедрой факультета дошкольного образования ДГПУ Замира Магомедова; заведующая кафедрой дошкольного образования, Дагестанского  института развития образования Залиха Идрисова  говорили  о  передовых  практиках   по коммуникативному развитию в дошкольном образовании; проблемах   доступности дошкольного образования в РД для детей от 2 месяцев до 7 лет; необходимости  диалога между  руководством школ и представителями дошкольных групп, поднимались также и другие актуальные темы.

С особым интересом участники круглого стола прослушали выступление в дистанционном режиме    профессора департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета   д.п.н.  Айшат Шахманову. Больщую часто своего выступления она посвятила своему педагогу Вере Кондратовой, которая, к сожалению, не дожила до происходящих в последние годы существенных положительных изменениях в системе дошкольного образования.

По словам Шамановой, Вера Васильевна следовала «заповеди» о всестороннем и гармоничном развитии личности ребенка, формировании способности принимать «образ жизни, достойный человека». В ее принятии цель воспитания заключалось в приобщении человека к культурным ценностям своего народа, науки, искусства, нравственности, побуждать и развивать в ребенке силы личности и свободы.

Все выступившие в той или иной мере отметили роль Веры Кондратовой в развитии дошкольного образования в республике. Переехав в Дагестан (1979 г.) Вера Васильевна возглавила факультет дошкольного воспитания Дагестанского государственного педагогического института (ныне ДГПУ), подготовила не одно поколение специалистов по дошкольному образования, для республики. Она активно занималась наукой в секторе дошкольной педагогики ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи.

Возглавляя кафедру дошкольного воспитания ДИПКПК (ныне ДИРО), она совместно с преподавателями, занималась поиском научных современных технологий дошкольного образования. Исследования, проводимые совместно с педагогами ДОУ, помогали им в методической, практической деятельности, что играло огромную роль в развитии системы дошкольного образования в республике.

Одним из направлений исследований Веры Васильевны являлась проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Ею фундаментально изучались средства и методы формирования у дошкольников первоначальных черт коллективизма, гуманных, патриотических и интернациональных чувств. Научная и методическая деятельность ученого доказывает необходимость развития социальных чувств, ознакомления дошкольников с различными явлениями общественной жизни, развития творчества детей в процессе детских игр и занятий.

Вера Васильевна уделяла много внимания трудовому воспитанию вопросам использования народного искусства Дагестана в дошкольных учреждениях республики. Так, в своей работе «Нравственное воспитание дошкольников (обучение-труд-игра)» Кондратова приводит содержание тем по профессиям народного искусства, таким как «Балхарские мастера керамики», «Ковровщицы на ковровой фабрике», «Кубачинские златокузнецы и их работы», «Унцукульские мастера по дереву». Эстетическое воспитание КондратоваВ.В.  рассматривала в комплексе с нравственным, трудовым воспитанием детей, так-как только в единстве оно может благотворно влиять на весь воспитательный процесс, на эмоциональный процесс, на эмоциональное и познавательное развитие личности детей.

Вера Васильевна всегда была патриотом своей страны, поэтому большое внимание она уделяла развитию у детей любви к родной республике, стране, к своему народу, уважения к представителям других народов, других национальностей.

Под научным руководством Кондратовой в 2001 году была издана программа-методические рекомендации «Дети гор». Уже в то время основной идеей программы была в том, что детям представлялась возможность большую часть времени в течении дня и недели заниматься по своим склонностям и интересам многообразными играми, трудом, художественно-изобразительной деятельностью, сложившихся под влиянием традиций, обычаев и обрядов народной педагогики. Вот что пишет Вера Васильевна об облике воспитанника детского сада накануне школы: «Воспитанник ДОУ – житель Планеты, он «добрый общественник», с развитыми умениями и способностями в труде, играх, в традициях, народной педагогики и «нравственного закаливания» путем «межнациональной осведомленности» и «межнациональной компетентности» с укреплением «карты души» на чувстве собственного достоинства, с умением любить, понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать, сострадать, помогать».

Проведение этого мероприятия стало данью благодарности Вере Кондратовой, а вопросы, предложенные на обсуждение, были в русле современных изменений в системе дошкольного образования, носили практико-ориентированный характер, отражали различные аспекты заявленной проблемы. В рамках работы круглого стола и его проблематики было задано много вопросов и организовано продуктивное общение, обмен опытом работы.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела