"

Публичная лекция по научной журналистике прошла в Даггосуниверситете

Фото:
182
2 минуты

МАХАЧКАЛА, 28 марта – РИА «Дагестан». В рамках проекта «Студенческие СМИ. Научные вызовы» в «Точке кипения» Даггосуниверситета прошла публичная лекция «Научная журналистика или журналистика науки?». Об этом информагентству сообщили в пресс-службе вуза.

Член Экспертного совета молодых политологов, преподаватель-исследователь кафедры конституционного и международного права ДГУ, кандидат филологических наук Мурад Абдуллаев рассказал слушателям Школы «Студенческие СМИ. Научные вызовы» о ключевых принципах научной журналистики, которых должны придерживаться сотрудники СМИ, как выстраивать коммуникацию с академическим сообществом, о верификации данных и результатов научных исследований и о том, как начинающему журналисту в погоне за «громкой» публикацией не попасть впросак.

Информировать. Просвещать. Развлекать – таковы международные принципы современной журналистики, обозначенные когда-то первым генеральным директором Би-би-си лордом Рейтом. Однако, если с первым и третьим принципами медиасреда справляется удачно, то «просвещать» оказывается не очень легко и не совсем выгодно.

«В условиях рынка коммерчески ориентированным СМИ оказывается невыгодно писать о науке; подготовка материалов, посвященных образованию, научным достижениям, популяризации сложного знания не пользуется интересом у сотрудников изданий. СМИ полагают (и, кстати, у них есть на то основания), что о науке никто не будет читать, тексты о науке плохо продаваемы», – отметил Мурад Абдуллаев.

Молодой ученый подчеркнул, что СМИ оказываются в ситуации понижения уровня интеллектуального запроса массовой аудитории. Тем не менее, считает Абдуллаев, значение журналистики в медиатизации теоретического знания сложно переоценить. Это и популяризация науки, и объяснение важного, но сложного более простым языком, и борьба с лженаукой̆, и формирование позитивного общественного мнения об академическом сообществе, о котором зачастую мало кто знает, оно будто «закрыто» для медийной среды. Это отчасти, считает он, результат недоработки журналистов и недоверия к СМИ со стороны ученых.

Ученый отметил, что погоне за сенсациями и громкими заголовками в научной журналистике места быть не может: «Нельзя путать новостную журналистику, цель которой выдать сенсационный материал быстрее всех, с журналистикой науки. Здесь действуют абсолютно другие принципы: работа новостника кардинально отличается от творчества журналиста-аналитика, глубоко погружающегося в тему своей публикации. Порой весь процесс создания текста может занять до нескольких недель, работу эту можно назвать отчасти ювелирной, так как факты, цифры, результаты, скажем, лабораторных исследований требуют жесткой верификации; редактирование первоначального текста и согласование его с собеседником журналиста - обязательная часть подготовки публикации».

По итогам публичной лекции ответил на вопросы слушателей Школы: учащихся дагестанских вузов, начинающих журналистов, аспирантов и молодых исследователей. Завершающей стадией мероприятия стало домашнее задание от лектора, выполнение которого является обязательным условием участия в Школе «Студенческие СМИ. Научные вызовы», призванного закрепить полученные знания на практике.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела