"

Сергей Нарышкин: Введение нового закона об образовании требует мониторинга со стороны депутатов

Фото:
1333
4 минуты
Процесс ввода в действие нового федерального закона "Об образовании", вступающего в силу с 1 сентября, требует очень тщательного наблюдения со стороны законодательной власти. К такому выводу пришли участники состоявшегося сегодня заседания Экспертного совета при председателе Госдумы.

Спикер нижней палаты Сергей Нарышкин поручил председателю думского комитета по образованию Вячеславу Никонову организовать такой мониторинг, а также попросил принять максимальное участие в этом процессе лидеров всех парламентских партий. Задачи мониторинга, сформулированные председателем Госдумы, состоят в тщательном "обобщении информации, поступающей из регионов", и "в реагировании на все возникающие риски".

Участники заседания отметили, что в связи со вступлением в силу нового закона наибольшую обеспокоенность у населения вызывает сохранение доступности образования на всех уровнях. По словам вице-спикера Госдумы Людмилы Швецовой /"Единая Россия"/, особенно волнует родителей доступность дошкольного образования. Данная проблем обостряется, так как вопрос о плате за детские сады передан с федерального на региональный уровень, подчеркнула она.

Первый вице-спикер палаты Иван Мельников /КПРФ/ со своей стороны заметил: "Плата за детсад сейчас установлена на уровне не выше 20% расходов, которые несет государство, а для многодетных семей - не выше 10%". "В большинстве регионов отнеслись к этому вопросу разумно и заложили необходимое финансирование на этот год. Но нет гарантий, что с нового года в некоторых регионах плата за детсад не подскочит в пять раз, а для многодетных семей в десять раз. Не надо было это в регионы отдавать", - возмутился парламентарий.

Однако замминистра образования и науки РФ Александр Климов заверил собравшихся, что ситуация с детскими садами тщательно отслеживается. "Мы считаем, что обвального повышения платы не будет", - подчеркнул он, добавив, что министерство контролирует и плату за места в студенческих общежитиях.

Проблема доступности высшего образования также была названа в числе самых острых. Участники заседания несколько разделились во мнениях. Некоторые выступившие сочли, что в стране слишком много вузов, готовящих специалистов, для которых не будет работы. Полномочный представитель правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский высказался за то, чтобы сделать высшее образование платным, хотя бы и с помощью образовательных кредитов. В то же время Иван Мельников заметил, что для российского населения высшее образование обладает самоценностью и нужно стремиться максимально давать образование за бюджетный счет.

На заседании также был поднят вопрос об аспирантуре. В новом законе об образовании она объявлена очередной ступенью высшего образования, что, по мнению Никонова, является необходимым и важным изменением. Однако ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий выразил опасение, что это может привести к тому, что "учащиеся получат еще один диплом, но это никак не будет связано с их кандидатской диссертацией и дальнейшей работой".

В Госдуме поддерживают реформирование ЕГЭ
В Госдуме в целом поддерживают реформирование системы Единого госэкзамена, однако считают, что оно не должно быть радикальным. Это подтвердил во вторник глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов /"Единая Россия"/.

В частности, первый вице-спикер Госдумы от КПРФ Иван Мельников напомнил об инициативе коммунистов сделать ЕГЭ добровольным, ввести обязательный экзамен по литературе в виде сочинения или устного, а также отказаться от тестирования по таким предметам, как литература, история и обществоведение.

"Мы за реформирование ЕГЭ, но не такое радикальное, как предлагает Мельников",- заявил Никонов. По его мнению, если будет введена добровольность сдачи госэкзамена по проекту коммунистов, непонятно, как будет проходить процесс поступления в вузы.

Глава профильного комитета также сообщил, что "ЕГЭ будет предметом парламентских слушаний".

Между тем директор национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук назвал ЕГЭ "очистительным механизмом", сыгравшим позитивную роль в реформировании системы образования. Однако, по его словам, ЕГЭ следует чем-то дополнить, чтобы выпускной класс не превратился в сплошное "натаскивание" учеников на высокие результаты ЕГЭ.

В ходе дискуссии поднимался вопрос о том, как изменилась система высшего образования с советских времен. Никонов сообщил, что в настоящее время обеспеченность местами в вузах в России в четыре раза выше, чем в СССР. Замминистра образования и науки РФ Александр Климов отметил, что в современной России на 100 выпускников школ приходится 56 бюджетных мест в высших учебных заведениях, тогда как в СССР было не более 30.
Источники
ИТАР-ТАСС

Новости раздела