"

Дагестанские женщины втрое чаще мужчин обращаются к психотерапевтам и психологам по поводу «пограничных состояний»

Фото:
2588
4 минуты

МАХАЧКАЛА, 22 ноября – РИА «Дагестан». Во всем мире из-за обилия стрессовых ситуаций люди часто страдают «пограничными расстройствами». Что представляют собой данные состояния и как их преодолеть корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала главный врач Республиканской психотерапевтической поликлиники Фатима Карибова.

– Что такое пограничное расстройство? Насколько оно распространено в регионе?

– Название синдрома говорит само за себя. Это состояние между, так называемой, большой психиатрией и здоровьем. Оно может развиться у любого человека, в отличие от большой психиатрии. Мы сегодня находимся в обществе, которому присущи ситуации постоянных стрессов, высоких требований от нас, зацикленности на успешности – это все, посредством систематических стрессов, может приводить человека в состояние нервозности, раздражительности, расстройства адаптации.

Могут развиться тревожные, фобические, депрессивные состояния. Это не та депрессия, которая выявляется на генетическом уровне, так называемое биполярное-аффективное расстройстве, но, и оно может быть вызвано регулярными стрессовыми состояниями – фрустрацией, кризисами, серьезными психическими травмами.

Если говорить об уровне распространенности, то статистика по миру сейчас уже выравнивается. На сегодняшний день, люди обращаются к специалистам с данными расстройствами повсеместно. В нашем регионе чаще всего обращаются женщины, там соотношение 3:1.

Мужчинам тяжело дается поход к специалисту, это воспринимается как проявление слабости. В попытках справиться самостоятельно, порой они прибегают к не самым лучшим методам, что негативно сказывается на его психике и как следствие, отражается на взаимоотношениях с близкими, окружающими его людьми.

Все больше обращается контингент молодых, которых меньше пугает, так называемая стигматизация (навешивание социальных ярлыков). Старшее поколение с опаской относятся к данному явлению, они более зависимы от общественного мнения и предпочитают либо скрыть, либо вовсе не обращаться к специалистам. Тут еще надо сказать, что чаще всего в государственные учреждения обращаются менее охотно, чем в частные учреждения. Часто, они опаздывают с визитом психотерапевту на 5–7 лет, ходят по разным специалистам кругами, ходят к психологам. Психолог – это все-таки человек, работающий с проблемами личности, но он может проглядеть медицинскую патологию, влекущую за собой серьезное психическое расстройство, ведущее к затяжному состоянию.

– Может ли человек самостоятельно его распознать у себя?

– Да может, поэтому люди и обращаются добровольно. Однако, в случаях, когда заболевание перешло уже в более серьезную стадию, особенно, если имела место наследственность, либо когда патологическое состояние возникло после тяжелой травмы, приведшей к серьезным психическим расстройствам, люди могут не осознавать этого, их приводят родственники и даже в сопровождении работников правоохранительных органов.

– Возможно ли преодолеть пограничные состояния самостоятельно?

– Возможно, если человек волевой, имеет некоторую самокритику, целеустремленность и есть поддержка со стороны близких людей. Он осознает свое состояние и берет некоторый тайм-аут для передышки, для восстановления сил и ресурсов. А есть и те, которые перегружают себя работой, что впоследствии неизбежно ведет к бесконечным походам к специалистам, в виде обследований, различных курсов лечений.

– К кому нужно обратиться: к психологу, психотерапевту, психиатру?

– В первую очередь необходимо обратиться к врачу, а после, к психологу. Вообще начать лучше с терапевта, это специалист широкого профиля, который выслушав вас, направит к узкопрофильному специалисту.

– Какие могут быть последствия, если своевременно не обратиться к врачу?

– Естественно, состояние может усугубиться, если затягивать с обращением к специалисту. А когда человек уже, как мы говорим, «леченый», ему сложнее оказать помощь. Чем острее проявляется это состояние, тем быстрее купируется, а если процесс длится долго, то долго протекает и лечение.

– Что бы вы рекомендовали для предупреждения возникновения пограничных состояний?

– Я бы начала с очень банальных вещей, например, в советское время, было понятие «режим дня», поэтому для начала, рекомендую наладить свой распорядок дня. У нас в этом отношении, полностью сбиты ориентиры. Сейчас в мегаполисах появились торговые центры, социальные и даже медицинские услуги, где людей обслуживают и в ночное время, по причине того, что они не могут попасть туда днем. Если человек имеет возможность работать в таком режиме месяц, полгода, может с учетом определенного возраста и ресурса организма, его выдержит. А если такой режим носит продолжительный характер, он влечет за собой последствия отражающиеся на всех сферах жизнедеятельности человека.

Научно доказано, что соблюдение элементарного режима дня, когда человек ложится вовремя спать, питается полезной и здоровой пищей, выделяет время для отдыха, – это все повышает уровень качества жизни. Также рекомендую пройти диспансеризацию, особенно для тех, кому за 30. Делать элементарную флюорографию раз в год, сдать общий анализ крови, наладить режим питания и научиться нести ответственность за свое здоровье. Также, для бодрости духа, необходимо общение с позитивными людьми, просвещаться, заниматься самообразованием.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела