"

Рашид Аташев: «Профессии, связанные с сельским хозяйством, сохранят актуальность и в будущем»

Фото:
1048
10 минут

МАХАЧКАЛА, 4 апреля – РИА «Дагестан». Уже не первый год успехов добивается педагогический коллектив сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова. Учебное заведение идет в ногу со временем, внедряет инновации в образование. Колледж успешно прошел конкурсный отбор Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование» и получил грант на создание образовательно-производственного центра.

О том, что сегодня делается для подготовки специалиста, отвечающего требованиям работодателей, создания эффективной методики преподавания, развития материально-технической базы, корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал директор сельскохозяйственного колледжа Рашид Аташев.

– Рашид Саидович, насколько перспективными являются специальности, связанные с АПК?

– Сегодня очень актуальна подготовка специалистов для сельского хозяйства как в республике, так и в стране, особенно на фоне санкций. Сейчас много внимания уделяется возрождению, восстановлению и развитию сельского хозяйства, а без специалистов в данной отрасли это сложно. За последнее годы мы видим, что в данном направлении произошло немало изменений, показывающие, что есть движение в этом направлении.

АПК уже сейчас испытывает нужду в квалифицированных кадрах, но молодежь, в целом, без энтузиазма воспринимает перспективу работы в агросекторе. Долгое время складывался стереотип о том, что работа в данной отрасли всегда связана с высокими физическими нагрузками, низкой зарплатой и общей бытовой неустроенностью. Однако время не стоит на месте. Меняется ситуация и в АПК.

Надо понимать, что конкурентоспособный специалист является не только «продуктом производства» конкретного учебного заведения, но и личностью, которая владеет определенными качествами. Хочу отметить, что наши сегодняшние выпускники в процессе учебы получают достаточно знаний и навыков.

Профессии, связанные с агросектором, сохранят актуальность и в будущем.

– Конкурентоспособны ли ваши выпускники?

– Наш колледж выпускает конкурентоспособных специалистов. Здесь учатся дети практически из всех районов Дагестана. К примеру, в 2021 году на конкурсе в Республике Татарстан среди представителей учебных заведений с сельскохозяйственным направлением студенты нашего колледжа по профессиям эксплуатации сельхозмашин были среди лучших. Уже пятый год подряд мы подтверждаем успехами на различных конкурсах качество нашего образования. Был такой случай, что из Татарстана лучший студент сельхозколледжа по данному направлению посетил наше учебное заведение для сравнения полученных знаний. Здесь на организованном конкурсе он занял лишь четвертое место. Все три призовых места были за студентами нашего колледжа.


Представители кафедры почвоведения ДГУ отметили наше учебное заведение. Представители вуза побывали здесь, чтобы поблагодарить наших выпускников. Они считаются одними из лучших на кафедре почвоведения. Это было очень приятно. Я понял, что иду правильным путем и работаю не зря.

Сегодняшние выпускники в процессе учебы получают достаточно знаний и навыков, можно даже сказать, что они – одни из лучших в регионе.

- За счет чего удается добиться успеха?

- Прежде всего руководитель учебного заведения должен правильно выбрать и определить стратегию развития, искать дополнительные источники финансирования, правильно распределять фонды. В частности, от моей успешной деятельности во многом зависит успех и престиж колледжа.


Нам удалось создать собственное учебно-опытное хозяйство, которое стало важным конкурентным преимуществом. Это позволило нам не только на практике обучать студентов основам будущей профессии, но и получать доходы от коммерческой деятельности. Полученные средства идут на развитие материально-технической базы.

Так, сегодня наше учебное заведение зарабатывает около 7 млн рублей в год. Это, может, и не такие большие средства, но они помогают заниматься обслуживанием и ремонтом технической базы. Они идут на ремонт учебных помещений, приобретение необходимой для обучения студентов спецтехники. Наш колледж на сегодняшний день является образцовым образовательным учреждением. Последние несколько лет мы побеждаем на различных региональных и всероссийских конкурсах. Не так давно подведены итоги республиканского конкурса. Мои дети, как я называю студентов, победили в нем по 6 рабочим профессиям.

Среди северокавказских республик сельскохозяйственный колледж им. Ш. И. Шихсаидова признан лучшим. Всего в СКФО более 140 аналогичных учебных заведений.

К примеру, на совещании по развитию системы среднего профессионального образования Северо-Кавказского федерального округа, проводимом министром просвещения Сергеем Кравцовым в ходе рабочей поездки в Ингушетию, из всех руководителей учебных заведений я один был приглашен.


В рамках совещания затрагивались вопросы, касающиеся проекта «Профессионалитет», инициированного Президентом России. Проект направлен на то, чтобы помочь связать колледжи с конкретными отраслями экономики, чтобы студент, который завершает обучение в колледже, мог сразу трудоустроиться с хорошей зарплатой, получить профессию. Сергей Кравцов отмечал, что программе подготовки специалистов по СПО необходимо делать упор на востребованные профессии. Учебным заведениям было предложено разработать свои программы.

– По каким специальностям идет подготовка в вашем колледже?

– Когда я возглавил учебное заведение, то сразу же на пять лет расписал программу его развития – на 2014-2019 годы. Определил основные направления в работе над созданием новой модели подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям.


С 2014 года колледж переориентировался на профессии, необходимые для сельского хозяйства. Сегодня обучение проводится по 13 рабочим профессиям аграрного сектора и 4 специальностям: мастер сельскохозяйственного производства; младший ветеринарный фельдшер; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования; мастер животноводства; агрономия; сварщик; пожарный; автомеханик; мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей; тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; пчеловод; земельно-имущественные отношения; мастер по обработке цифровой информации; повар; кондитер; портной.

Большая часть профессий сельхозотрасли, так или иначе, связана с производством продуктов питания.

Нужно понимать, что благосостояние региона, страны, а также граждан напрямую связано с уровнем развития аграрного сектора. Сельское хозяйство – это, прежде всего, обеспечение населения продовольствием. Нужно также не забывать, что от аграрного сектора сильно зависит инфраструктура сельской местности, обеспечение сельчан рабочими местами.

Сегодня наш колледж позиционирует себя как ресурсный центр непрерывного образования и творческого развития личности, способный оперативно реагировать на разносторонние и постоянно растущие сегодня запросы.

Мы стали зарабатывать средства для своего развития. Обрабатываем сельхозземли в различных районах республики. Восстановили старую технику и приобретаем новую. Студенты, помимо теории, получают реальную практику – работают на земле, осваивают различную технику; учащиеся сеют, убирают урожай.


Кроме того, нами проводится работа над созданием новых мастерских по различным направлениям. Кроме того, работаем над созданием ветеринарной клиники, планируется покупка спецмашины для нее. Такой в республике на данный момент не имеется в наличии. У нас будет первая ветеринарная скорая помощь. Студенты смогут получать необходимую практику.

Хотелось бы отметить, что трудовое воспитание наших студентов осуществляется в процессе всех видов деятельности: учебной работы, производственной практики, а также общественного и бытового труда.

Делая упор на трудовое воспитание обучающихся, мы стараемся учитывать все факторы, которые повышают его эффективность.

– Колледж прошел конкурсный отбор Минпросвещения России в рамках нацпроекта «Образование». Расскажите об этом.

– Да, действительно. На днях пришло сообщение, что мы выиграли грант на подготовку рабочих кадров для сельского хозяйства.

Мы должны подготовить документы на дальнейшее развитие колледжа и предоставить их комиссии. Федеральная субсидия в размере 100 млн рублей будет направлена на формирование образовательно-производственного центра на базе сельскохозяйственного колледжа им. Ш. И. Шихсаидова. Главной целью создания центра является целенаправленное обучение рабочих кадров.

Конкурсный отбор Минпросвещения РФ проходил в рамках оказания господдержки развития образовательно-производственных центров в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы РФ «Развитие образования».

Согласно федеральному проекту на базе 70 колледжей-победителей из 42 регионов России в 2022 году планируют создать образовательно-производственные центры, представляющие собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики.

Проект направлен на удовлетворение потребности отраслевых рынков труда и конкретных организаций и предприятий работодателей, являющихся заказчиками специалистов данного профиля, что, в свою очередь, обеспечит гарантированное трудоустройство выпускников согласно полученному профилю.

– Впереди новый набор студентов. Какие планы в этом направлении Вы строите?

– Сегодня уже идет подготовка к приему абитуриентов. Проводится работа по изменению системы подготовки кадров. Как Вы знаете, в стране проводится реформа колледжей – сокращение сроков обучения в колледжах.


Так, в рамках программы «Профессионалитет» по ряду специальностей сроки обучения студентов будут сокращены в полтора-два раза. При этом выпускники колледжа получат обычные дипломы о среднем профессиональном образовании. Сокращение сроков обучения будет проходить за счет интенсификации и практико-ориентированного подхода.

Нужно отметить, что срок учебы сокращается не по всем направлениям и программам. Изменения не затронут время обучения по программам углубленной подготовки повышенного уровня.

В СКФО наш колледж станет экспериментальным в этом плане. Программы учреждений среднего профессионального образования (СПО) меняются для того, чтобы максимально сблизить их с экономическими потребностями субъектов.

Главные задачи реформ – значительное сокращение сроков обучения студентов, вместе с тем максимально прикладной характер программ обучения, ну и одна из важных составляющих – ориентация на реальные потребности рынка.

– Оказывает ли содействие колледж в трудоустройстве выпускников?

– В колледже ведется система учета выпускников. Я слежу за их судьбами, о многих знаю, мы помогаем с трудоустройством.

К примеру, у меня на сегодняшний день заявки из 14 регионов России.


Сейчас есть предложение от Невского судостроительно-судоремонтного завода. Там готовы принять до 200 человек. Обеспечивают они своих сотрудников семейным общежитием, выплачивают хорошую зарплату, организовано у них бесплатное питание.

В наличие заявки из Тамбовской, Астраханской областей, Краснодарского края. Всем нужны специалисты. Сюда обращаются, потому что наше учебное заведение зарекомендовало себя как СПО, выпускающее подготовленных, хороших специалистов.

В Дербентском районе реализуется проект по закладке суперинтенсивного и интенсивного сада «Анжелина». На заложенных участках организовано прохождение сельскохозяйственной производственной практики студентов нашего колледжа.

У нас договор с данной компанией с 2020 года, согласно которому студентам обеспечены проживание, трехразовое питание и выплачивается зарплата.

Мы стараемся, чтобы колледж стал для молодого человека стартовой площадкой для работы. Студенту дают понять, что действительно нет ничего невозможного, всего можно достичь своими усилиями, знаниями, навыками.

– Сколько выпускников выходят из стен колледжа ежегодно?

– Ежегодно мы выпускаем более 400 человек. В минувшем году колледж закончили 411 студентов. Трудоустроили мы из них 109 человек. Самозанятых из общего выпуска – 107 человек. Есть те, кто продолжил учебу в вузах. Кроме того, призваны в армию из прошлогоднего выпуска 117 человек.

Всего за годы функционирования колледжа подготовлено более 45 тысяч молодых специалистов. Здесь к услугам обучающихся 24 учебных кабинета, 7 мастерских для проведения лабораторно-практических занятий, спортивный зал, библиотека, благоустроенное общежитие на 120 мест, медпункт, столовая. Тракторно-машинный парк оснащен современной техникой, есть учебное хозяйство, автодром.

У нас имеются 90 гектаров земли, на которых расположен трактородром, автодром для большегрузных машин, коровник, абрикосовые сады, теплица строится, есть рыбный пруд, где разводятся сазан, белый амур и карп.

– На базе колледжа работает учебно-методический центр «Авангард»…

– Да. В Дагестане первой площадкой для центра «Авангард» стал наш колледж. Мы располагаем всем необходимым для полноценного функционирования военно-патриотического центра, поэтому выбор пал на нас.


Учебно-методический центр «Авангард» создан по инициативе Министерства обороны РФ в соответствии с решением Президента РФ Владимира Путина и Концепцией федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2024 года.

Такие центры планируют создавать не только на региональном уровне, но и в городах с населением более 100 тысяч человек.

На базе нашего центра учащиеся старших классов, студенты колледжей проходят практический курс начальной военной подготовки и получают самое полное представление о службе.


В Центре каждую смену проходят обучение около 100 молодых людей из различных муниципалитетов республики. Здесь подготовленная казарма, молодежь обучается огневой подготовке, химической и биологической защите, оказанию первой медпомощи. Курсанты имеют возможность заниматься в тренажерном и стрелковом комплексах, здесь имеются полоса препятствий, строевой плац. Каждому учащемуся выдают комплект военной формы.

Вся инфраструктура позволит подрастающему поколению совершенствовать физические навыки.

В Центре на абсолютно добровольной основе ребята могут пройти цикл военной подготовки в течение 5 дней. Уже первые наборы показали то, что Центр востребован. Молодежь стремится попасть сюда и пройти военную подготовку.

После прохождения курса школьники сдают тесты и получают оценку по начальной военной подготовке. В пятницу они разъезжаются по домам, а «Авангард» принимает новых курсантов. За несколько дней, конечно, невозможно освоить воинское мастерство, однако молодежь получает представление о военной службе.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела