"

Василий Черкашин: «Гидроминеральные ресурсы Дагестана – основа импортозамещения»

Фото:
1160
6 минут

МАХАЧКАЛА, 25 апреля – РИА «Дагестан». В связи с небывалыми санкциями из-за событий на Украине наша страна рискует лишиться некоторых стратегически важных для экономики видов сырья. Среди них – редкоземельный металл литий. Он незаменим при производстве литий-ионных аккумуляторов, без которых невозможно представить развитие современной электроники. Между тем министр промышленности и торговли Дагестана Низам Халилов накануне заявил о намерении наладить промышленную добычу в нашей республике карбоната лития. При этом министр особо подчеркнул, что других месторождений лития на Юге России нет и его производство может стать серьезной точкой роста для экономики Дагестана. Корреспондент информагентства попросил прокомментировать это сообщение известного эксперта – заведующего лабораторией региональной геологии минерального сырья Института геологии ДФИЦ РАН, доктора геолого-минералогических наук, действительного члена Академии горных наук Василия Черкашина.

– Василий Иванович, оказывается, под нашими ногами, в том числе, прямо под Махачкалой, целое море перенасыщенных растворами редкоземельных металлов. Но этим кипятком до сих пор лишь обогревали дома и теплицы. Получается, мы до сих пор сидели на золоте и не знали, что с ним делать?

– Вы затронули очень интересный вопрос. Но для начала я должен вам рассказать про всю гидросферу Дагестана. Она имеет удивительно широкий спектр. Начиная от питьевых вод, заканчивая гидротермальными рассолами. Например, питьевая вода – это содержание солей до 1 грамма на литр минерализации. Вы, может, удивитесь, но по питьевым водным ресурсам Дагестан в совокупности занимает первое место в России по количеству воды на душу населения! Я имею в виду поверхностные, подрусловые и подземные воды. Да-да! А по потреблению – последнее в СКФО! Парадокс, правда?

– Еще какой!

– Причина тому – нерациональное использование. Это бешеные сетевые потери, это отсутствие счетчиков и многое другое. Ведь многим городам нашей республики не хватает воды и ее подают по часам. Эта проблема хорошо известна руководству Дагестана, и она начинает постепенно решаться, о чем в свое время докладывал Президенту Владимиру Путину Глава нашей республики Сергей Меликов. Например, уже спроектирован и в ближайшее время, я так думаю, начнется строительство нового водовода Чиркей – Буйнакск. Он призван снизить напряженность с водой в Буйнакске. Кроме этого, Министерство строительства и ЖКХ РД рассматривает вопрос строительства 4-го водовода для обеспечения водой Каспийска, Манаса и Избербаша.

Но сами водоводы не смогут решить все проблемы, если не заменить по населенным пунктам внутренние системы водораспределения и водоотведения – я имею в виду канализацию. Тогда, конечно, что-то может еще и получиться. Сейчас мэр Буйнакска Исламутдин Нургудаев очень активно над этим работает. Он молодец, дай Бог ему здоровья и терпения потому, что одно дело спроектировать, а другое дело построить и ввести в эксплуатацию водовод, а также решить проблему водораспределения и водоотведения в городе.

Здесь также надо отметить, что у нас есть огромное количество и поливной воды. Ее минерализация – от 1-го до 3 грамм на литр. Ее можно использовать для развития сельхозугодий. А вот 3 грамма на литр – это уже минеральная вода! Кстати, по разнообразию и количеству у нас минеральной воды больше, чем в Кавминводах. Уверен, что Вы этого не знали.

Следующая стадия водных систем – гидротермальные рассолы, имеющие высокую минерализацию и высокую температуру. Это, в основном, используется в теплоснабжении. И здесь я возвращаюсь к Вашему вопросу – о наличии в этих рассолах различных химических элементов таблицы Менделеева. Это правда – у нас открыто 56 потенциальных месторождений гидротермальных вод с промышленно-кондиционным содержанием редких элементов: Li, Rb, Cs, J, Br, B, K, Mg, Sr, а также ряда минеральных солей в качестве полезных ископаемых.

Одни из самых известных – это Бирикейское и Тарумовское месторождения. Минерализация этих вод составляет: Берикейское месторождение – в пределах 80 г/л, а Тарумовское – до 200 г/л. В Берикейском месторождении того же лития содержится примерно в 4 раза меньше, чем в Тарумовском. Дебит Берикейского месторождения – 1650 м3/сутки, который сохраняется уже не один десяток лет, температура воды там в пределах 50 С0. Это открытый грифон, воды которого свободно изливаются на поверхность, образуя озеро, и затем стекают в море. Что касается Тарумовского месторождения, то на данный момент скважины ликвидированы, поскольку высокая минерализация, а также температура под 190 С0 при избыточном устьевом давлении в пределах 130 атмосфер представляют серьезную проблему. Кроме этого, при смене гидродинамического режима трубопроводы довольно быстро забиваются отложениями из компонентов карбонатной группы.

Должен отметить, что первым обратил внимание на состав химических компонентов гидротермальных рассолов и предложил их добычу сотрудник нашего Института геологии – доктор геолого-минералогических наук Магомед Курбанов. В свое время вместе с доктором химических наук Арсеном Рамазановым он впервые получил карбонат лития из гидротермальных рассолов Берикейского месторождения.

– Это тот самый стратегический в глобальном масштабе материал, которого сейчас так не хватает нашей стране?

– Да, это стратегическое сырье, которое мы до определенных событий закупали за границей. Его добывали и у нас в стране, правда, в небольших количествах. Была попытка добычи лития из отходов флюоритных месторождений в Ярославской области. Но поскольку была возможность закупать литий за границей, эта технология не получила промышленного развития.

Если же говорить о добыче лития и других элементов из гидротермальных рассолов, то это тоже непростой случай. Например, встает вопрос, как избежать отложения солей на стенках трубопроводов при таких высоких температурах и давлении. И таких проблем множество! Но, несмотря на это, как я уже сказал, в нашем институте под руководством М. Курбанова в свое время была разработана предварительная схема производства, которая может послужить основанием для написания проекта и последующего строительства завода по добыче карбоната лития.

Нам известно, что ряд научных и научно-производственных учреждений России тоже занимается этим вопросом. Кроме того, зарубежные предприятия (Китай, Турция и др.) также налаживают производство карбоната лития. Учитывая важность данной темы, нам необходимо сконцентрировать усилия ученых и специалистов для организации эффективной добычи карбоната лития из гидротермальных рассолов из месторождений Дагестана.

Однако для этого понадобятся немалые финансовые средства для завершения разработки необходимой технологии и строительства завода по добыче столь ценного сырья для нашей страны. И тут даже излишне будет говорить о том, насколько этот проект повысит инвестиционную привлекательность и пополнит бюджет нашей республики!

Правильно ли я понял, что Вы готовы приступить к решению данной задачи?

– В принципе да! Поскольку есть определенный опыт и задел, оставленный нам Магомедом Курбановичем Курбановым. Проект также позволит, кроме лития, добывать еще целый ряд других ценных материалов. Высокотемпературная вода пригодится для ГеоТэЭЦ, а затем ее, уже в опресненном виде, можно будет использовать в интересах сельского хозяйства, рыбоводства и так далее. Так что перспективы очень широкие!

– Да, тем более, что министр промышленности и торговли Дагестана Низам Халилов тоже об этом говорит.

– Повторюсь: данный проект требует огромных финансовых средств, которых в бюджете нашей республики, по всей вероятности, нет. Поэтому без инвесторов не обойтись. Думаю, что руководство Дагестана понимает это не хуже нас и примет соответствующее решение для осуществления данного проекта.

– Спасибо.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела