"

Диспропорция "Майских указов": Социалка лидирует

Фото:
2128
5 минут
Если нам удастся исполнить «Майские указы» точно и в срок, мы увидим совсем другой Дагестан -  с конкурентоспособной экономикой, лучшими социальными возможностями, с меньшей по численности, но более эффективной бюрократией. Дагестан нашей мечты, более человечный и комфортный. Уже сегодня их исполнение сделало лучше жизнь тысяч дагестанцев…


Как известно, т.н. «Майские указы», подписанные Президентом России Владимиром Путиным, подписанные им при вступлении в должность в 2012 году, – это целостная доктрина преобразования страны, зафиксированная в емком и понятном пошаговом плане. Некоторые указы предусматривают коренную модернизацию экономики (указ №596), другие – реконструкцию социальной сферы (597-600, 606), госуправления (601) и национальной политики (602). Разумеется, нынешний экономический кризис не был (и не мог быть) учтен при подписании этих документов. Как он повлияет на темп реализации указов – посмотрим. Но исполнить их необходимо, так как они - ключ к нашей новой и лучшей жизни.

Сразу после подписания реализация указов началась и в Дагестане.  Но вот скорость их исполнения сильно разнится, что сразу бросается в глаза. Успешное, а в чем-то и прорывное развитие социальных направлений при объективных трудностях в реализации экономической части. В очередной раз мы тратим лучше, чем зарабатываем. Так, если указ №596 предусматривают создание принципиально новой высокотехнологичной экономики, то у нас на повестке дня –реиндустриализация, создание хоть каких-то производств
.
При этом в социальной области решаются даже те проблемы, которые, казалось, в условиях Дагестана невозможно решить. Еще недавно коррупция при проведении ЕГЭ в Дагестане достигала просто космических масштабов. Над сверх-высокими баллами Дагестана по русскому языку смеялась вся страна. И вот мы впервые увидели, что госэкзамен можно проводить без системных и масштабных нарушений.

По ходу реализации указов заработная плата работников образования и культуры выросла более чем на 50%. А ведь решить эту проблему не удалось даже в «сытые-нулевые»! И в этом случае казалось, что проблема вообще не решаема. Также существенно, практически до оговоренных указом нормативов, выросла зарплата учителей. Подросла и зарплата медработников.

В Дагестане в соответствии с требованиями указов быстро идет модернизации системы образования, укрепляется материально-техническая база.  Школы за последнее время получили тысячи новых компьютеров, современное оборудование для столовых, медкабинетов и спортзалов…

К сожалению, развитие экономики просто не успевает за прогрессом социальных показателей. Такое «провисание» экономических показателей опасно – оно усиливает и без того немалый дефицит республиканского и местных бюджетов. Только на доведение зарплат работников бюджетной сферы до определенных указами нормативов потребовало дополнительно до 7 млрд. рублей в год. Более того, изымаемые для социалки средства – это деньги, которые могли идти на модернизацию экономики.

Вторая важнейшая проблема – разрыв между ростом зарплат и стагнацией качества услуг в бюджетной сфере. Мало «хорошо потратить» деньги. Надо, чтобы была отдача от наших затрат. Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов неоднократно критиковал качество оказания медицинских услуг в нашей, якобы, бесплатно-страховой медицине. По его словам, у Дагестана масса врачей и медицинских учреждений, но дагестанцы при малейшем недуге стремятся выехать на лечение в другие регионы страны.

«Традиционно» плохо в Дагестане идет работа по ветхому и аварийному жилью. Много об этом говорилось, но радикально изменить ситуацию не удается. Еще одна проблема - реализация Указа № 600 в части обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и повышении качества жилищно-коммунальных услуг. В указе определено, что к 2020 году 60 процентов семей, желающих улучшить свои жилищные условия, должны получить такую возможность. Чтобы он был реализован - надо добиться снижения стоимости жилья.

Другая важнейшая проблема в социальной сфере – дошкольное образование. Детей в возрасте от 3 до 7 лет у нас 253 тысячи, а детские дошкольные учреждения из них посещает только 70 тысяч детей. Только в электронной очереди в садики – уже более 65 тысяч детей. Для модернизации дошкольного образования за 2013-2014 годы в республике построено 25 дошкольных образовательных учреждений, а всего, с учетом реконструкции имеющихся садов дополнительно введены семь тысяч мест. Капля возможного в море необходимости. Увы, проблему эту быстро решить не получится. Нужны огромные инвестиции на строительство сотен новых детских садов.

Есть особая группа системных проблем, решить которые трудно, но как-то надо. Трудно, например, увеличивать зарплату учителей и повышать качество образования из-за наличия большего числа малокомплектных школ, каких сейчас в Дагестане около 300. Сотни тысяч дагестанцев уехали из горных селений и, скорее всего, никогда уже там жить не будут. Порой в крупных, столетиями известных селениях осталось несколько десятков учеников. По закону школу там следовало бы закрыть для того чтобы обустроить современные школы на бывших «кутанах» и в городах, где сейчас положение критическое из-за наплыва учеников. Но чтобы что-то менять, надо принимать сложные и непопулярные решения.

Наконец еще одна проблема – не достаточная эффективность, а порой даже - формальность преобразований в сфере государственного обслуживания. Логика указов должна привести к созданию новой власти: открытой, доступной для людей и эффективной. В Дагестане активно идет реализация указа №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Есть и первые успехи. Например, в 2014 году количество работающих МФЦ в Дагестане удвоилось. Но все равно мы можем не успеть за реализацией указа - в 2015 году доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна», должна составить не менее 90%. С другой стороны, качество оказания услуг в области ЖКХ остается очень низким. А работы по созданию сети МФЦ не решают всех коммунальных проблем, но требуют новых инвестиций из республиканского бюджета.

В целом реализация «Майских указов» идет в Дагестане хорошими темпами. Но – разными темпами. На «отлично» - в социальной сфере. Чуть похуже – в области модернизации государства. И сложнее – в создании современной высокотехнологичной экономики.

Новости раздела