"

Рамазан Абдулатипов: «Дагестан должен стать конкурентоспособным, и только тогда мы будем гордиться собой и своей Родиной»

Фото:
3818
12 минут

В последнее время у людей накапливаются различные вопросы, на которые требуются ответы и оперативное реагирование. Дагестанское общество переполнено слухами и домыслами. Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов в интервью РИА «Дагестан» рассказал о ситуации вокруг выборов мэра Махачкалы, приватизации Кизлярского коньячного завода, о земельных проблемах, делах молодежи и многом другом.

- Рамазан Гаджимурадович, прежде всего, от имени коллег я хотел бы поблагодарить Вас за Вашу традиционную открытость и за то, что Вы находите время встречаться с нами, журналистами. Теперь вопрос. Как бы Вы прокомментировали ситуацию вокруг Кизлярского коньячного завода, которая стала благодатной почвой для порождения слухов?

- По новостным каналам передают, что Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о передаче Кизлярского коньячного завода в федеральную собственность. Это правдивая информация. А дальше идут слова: «с начала года тысячи людей вышли на улицу и выступили против приватизации…». Хочу подчеркнуть, что речь о приватизации не шла вообще. Речь шла о возможном акционировании. Во время встречи с Президентом Российской Федерации я предложил передать Кизлярский коньячный завод в федеральную собственность. Премьер-министр страны Дмитрий Медведев сегодня подписал соответствующее распоряжение. Инициатива о передаче завода в федеральную собственность шла именно от Главы республики, а не от кого-нибудь еще. Эту информацию необходимо четко уяснить.

- Сегодня много говорят и о решении, которое приняло городское собрание Махачкалы, – о переносе выборов мэра. Ранее ожидалось, что они пройдут в сентябре этого года. Хотелось бы услышать Ваше мнение.

- Во-первых, мы вообще не имеем права говорить о выборах, потому что есть обращение подсудимого, которому дали срок, в Верховный суд Российской Федерации. До окончательного решения суда не может быть и речи о выборах, и только после этого мы определим, когда они все-таки пройдут, будут ли переноситься и так далее. Второй момент связан с тем, что не будет общенародных выборов. Понимаете, слово «общенародный» хорошо звучит, я, например, лет 15-20 не шел в Дагестан и заявлял, что пока здесь не будет общенародных выборов, я не приду. Но так сложилось, что меня, в конце концов, направили в Дагестан, и я был избран через парламент.

Давайте не будем друг друга обманывать, а честно признаемся: сколько процентов жителей города Махачкалы участвовало в последних выборах мэра? Вот мне сказали, что 9%.., а я смотрю на скептическое выражение Вашего лица, и такая реакция говорит, что даже этой цифры не было. Это первое…

Второе. Дагестанское общество – оно достаточно хрупкое, и нам надо приобрести устойчивость, стабильность. Соответственно, нужно находить максимальный консенсус и взаимопонимание между различными силами в обществе еще до выборов.

И третий момент. Сегодняшнее законодательство фактически не предполагает выборов в столичном городе. Будут избраны депутаты трех районных собраний, которых до сих пор не было. Ведь у созданных когда-то Ленинского, Советского и Кировского районов Махачкалы не было никаких прав, никаких полномочий, и непонятно, для чего они вообще существовали. Сейчас представители, избранные от этих районов, по 5-7 человек, возможно, образуют городское Собрание. Они определят кандидатуру главы администрации, потому что глава муниципального образования, по новому закону, будет носить протокольный характер. Директор, к примеру, Ирганайской ГЭС, может стать главой МО, продолжать свою работу и получать зарплату на прежней должности. А назначение главы администрации расписано четко: 50% предлагают депутаты, а 50% – глава республики.

Мы поддерживаем Магомеда Валибагандовича. Он имеет и будет иметь достаточно самостоятельности. У него сохраняется возможность влиять на избрание глав администраций по районам, то есть будет какая-то вертикаль. Поэтому я думаю, что по этому вопросу парламент в течение сентября примет пакет законов и более четче определится по Махачкале. Я вам обрисовал лишь один из вариантов. Местное самоуправление должно быть приближено к людям, к их заботам. Но должен быть порядок.

- Какие наиболее значимые успехи в решении проблем республики за последнее время Вы можете отметить?

- Посмотрите дорогу с аэропорта и федеральную трассу. Построены заводы, в том числе стекольный, асфальтобетонный. В течение 1,5 лет создано более 5 тысяч мест в детских садах, сданы десятки школ и был открыт крупнейший перинатальный центр в г. Хасавюрте. Проблемной темой нескольких лет был махачкалинский аэропорт. Мы уже очень многое сделали для претворения в жизнь проекта его реконструкции. В Интернете же в основном сухая информация о том, что аэропорт закрывается, и вылеты будут осуществляться из Грозного – вместо того, чтобы отметить, что благодаря руководству республики и встречам с Президентом и премьер-министром России было выделено финансирование на ремонт взлетно-посадочной полосы. Без такого ремонта существовала опасность для жизни людей, пользующихся услугами махачкалинского аэропорта.

Кроме того, я поставил вопрос о том, чтобы для людей, которые собираются лететь в период ремонтных работ, был открыт специальный автобусный маршрут до транзитного аэропорта. Дорога к нашему же аэропорту не должна быть похожа на отгонные пастбища. Мы проложили качественную трассу на начальном участке от аэропорта, и в таком же красивом виде она пройдет через Каспийск до стадиона. Все будет сделано на самом современном уровне. В перспективе реконструкция махачкалинского морского торгового порта и другие проекты.

Хорошие условия создаются и для работы во всех школах республики, наведен порядок в профтехучилищах, отремонтированы учебные здания. Единственная школа, в которую не пошли в этом году дети, находится в поселке Белиджи, где до школы приходится добираться вдоль железнодорожных путей. Жители требуют обеспечить их детей автобусом, который будет отвозить их и привозить из школы. Конечно, мы не можем везде построить новые школы, но элементарный порядок навести обязаны.

Мы были в селении Куруш, там школа построена в 1928 году и находится в нормальном состоянии, отремонтирована, подкрашена. К государственной собственности нужно относиться бережно. Школы и больницы зачастую находятся в аварийном состоянии из-за людской халатности и равнодушия.

- Мы буквально несколько дней назад были в Белиджинской школе. Именно в той, где училась погибшая на путях девочка. Администрация района не решает эти проблемы годами, но когда мы начинаем поднимать проблему, у администрации хватает совести и наглости говорить, что СМИ фальсифицируют факты.

И еще об образовании. Многое сделано для отзыва лицензий у разных филиалов вузов, работавших на территории республики. Это были псевдовузы, так называемые «пункты выдачи дипломов». Кроме того, сейчас остро стоит вопрос о судьбе Дагестанского государственного педагогического университета. Есть ли у федерального центра планы назначить ректора, так как до сих пор вузом руководит «исполняющий обязанности»? Также муссируется информация о том, что вуз не прошел аккредитацию по большинству направлений. Обидно видеть, что системообразующий вуз, который готовил для республики самые важные кадры, находится в таком «подвешенном» состоянии, да еще и с уголовным делом по факту хищений стипендиального фонда в особо крупных размерах.

- Рекомендуя ректором ДГПУ Магомеда Имрановича Абдулаева, я исходил из того, что он очень грамотный человек. Некоторое время он находился рядом со мной в Москве и являлся достаточно близким мне человеком. Формируя команду, я был вынужден «забрать» из педуниверситета Шахабаса Шахова и предложил на должность того, кому доверяю. В Дагестане тогда было всего два человека, которые поддерживали Абдулаева, – это Шахов и Абдулатипов. В результате же своей работы Магомед Имранович почему-то, в первую очередь, объявил своими врагами именно этих двух людей. Абдулатипов не был «против», но своей деятельностью исполняющий обязанности привел к тому, что я не могу быть и «за». Это – больная тема, но еще больнее, что кризис затягивается, и министерство уже приходит к выводу, что вуз не имеет перспективы. Мы так не думаем. Надо навести порядок в педагогическом университете и добиваться выпуска качественных учителей.

Вспомните, в каком состоянии находился Институт повышения квалификации учителей, там невозможно было проводить занятия. Люди приезжали из районов, чтобы «купить» свидетельство. Но сейчас там наведен порядок, само здание реконструировано и отремонтировано. Есть видимые и измеримые успехи. В педагогическом университете мы тоже такой порядок наведем. Уже даны поручения первому заместителю Председателя Правительства РД Анатолию Карибову.

- Как пишут сами сотрудники вуза, там очень сложная ситуация. Увольняются неугодные преподаватели, на работу принимаются люди, не имевшие отношения к образованию. И причина этого, видимо, в опасениях, что коллектив не поддержит кандидатуру ныне исполняющего обязанности ректора.

- Знаю по своему опыту, вузовский коллектив всегда сложный и капризный. Но многое в вузе зависит от авторитета и чистоплотности ректора.

- Празднование 2000-летия Дербента. Времени осталось мало, но сделано еще меньше…

- Если бы я был назначен раньше на пост Главы Республики Дагестан, то праздновалось бы или 5000-летие Дербента, или ничего не праздновалось бы. Но раз есть Указ Президента России, его нужно выполнять. На встрече с Президентом мы условились, что праздник мы отметим, но программу необходимо продлить до 2018 года. Готовятся к реконструкции улица и парк, но оказалось, что часть работ велась на территории, представляющей значительную археологическую ценность. Мы пригласили специальную комиссию, которая подтвердила историческую значимость данных объектов. Как результат – мы приостановили строительные работы, поскольку Дербент является историческим памятником, и мы обязаны сохранить его для потомков.

- В августе Вы открыли первый межконфессиональный форум, посетили «Машук», далее «Селигер» и, соответственно, много общались с молодежью. Наша, северокавказская, молодежь отличается от общероссийской?

- Дагестанская молодежь, несмотря на шутки, оскорбления и критику, является грамотной и креативной. Ребята обозначают себя в любом коллективе. Например, если дагестанская делегация приехала на «Селигер», то все об этом знают.

В области молодежной политики нужен прорыв. Нужны новые формы работы. Мы это можем сделать, даже начиная с нашего министерства по делам молодежи, преобразованного из Комитета. Я неоднократно спрашивал сотрудников, и они всегда меня «кормили» лозунгами: такой проект, такой проект, и все они были абстрактные, глобальные. А я спрашиваю: «Что вы сделали на селе, на заводе, в учебном заведении, в театре и так далее?». То есть нужны конкретные проекты.

У нас нет понимания того, что трудом надо добиваться успехов. А многие воспитывались на религиозных фанатичных лозунгах, на примерах лидеров национальных движений, на бандитах, на псевдоценностях. Чтобы развивалась молодежь, необходимо создавать соответствующую среду. В разные периоды для дагестанцев были примером разные лидеры. Когда это были поэты, писатели, мы получили одну республику. Когда в лидерах были завсклады и предприниматели, – другую, а когда были бандиты и наркоманы – совершенно иную.

Нам нужно возрождать идеал труженика. Ведь журналист тоже труженик, министр – труженик, врач – труженик. И самое главное, всем молодым людям за 20 лет ни разу не прочитали лекцию о духовных и нравственных идеалах. У нас нет хорошего гуманитарного образования, а ведь Дагестан был всегда славен своими гуманитариями.

Дагестанцы во все времена и в разные годы были, в первую очередь, философами. У нас очень образное мышление, очень развито чувство юмора.

Я всегда работал с молодежью. И в первый раз, когда собрал молодежную ассамблею в Удмуртии, я ответил журналистам, что стал лучше относиться к своим детям, потому что они не хуже других. Мы должны радоваться тому, что наши ребята, несмотря ни на что, крепко держатся на ногах, хотя многие впадают в экстремизм под влиянием чуждых взглядов. Нам нужно следить за тем, к какой «моде» мы себя относим, к какой «моде» себя присоединяем.

Чиновникам необходимо проявлять уважение к народу и не жить личными успехами. Вы посмотрите, ведь каким-то образом в цель жизни для молодежи превратился личный успех. А я считаю, что целью для каждого должен стать и общественный успех. Их надо умело сочетать.

- Два года назад вы инициировали открытие частной галереи. Какова ее судьба сейчас?

- Галерея работает, недавно там была группа художников, в частности талантливая Муминат вместе с Председателем дагестанского парламента Хизри Шихсаидовым. Галерея обустраивается, в ее стенах открыта небольшая библиотека. Я поручил проводить там выставки, обучать детей искусству рисования. Сейчас мы ищем формы сохранения картин на открытых площадках. Вообще, очень много идей, будем развиваться. Недавно министр культуры республики Зарема Ажуевна рассказала об идее создания музея современного искусства. Я сказал, чтоб нашли старые заводские цеха и организовали. Это модно.

- Рамазан Гаджимурадович! Кто бы и что бы ни писал в «желтой прессе», в социальных сетях, люди видят, что в республике многое меняется. Заброшенные области, такие как агропромышленная, которые были практически забыты, возрождаются ускоренными темпами. Люди видят, что жить в республике становится безопаснее, уже значительно меньше взрывов. Видно также, что республике больше внимания уделяет федеральный центр. Президент Владимир Владимирович Путин неспроста и на «Селигере» отметил Дагестан. Ваши встречи приводят к претворению в жизнь различных проектов. Люди видят, что инвесторы начинают приходить в Дагестане, открываются новые предприятия и заводы. Преображается и столица республики, стал узнаваем и доступен городской пляж, становится проще устроить ребенка в детский сад. Люди видят, какими темпами идет возрождение культурных ценностей. Все понимают, что в один день все измениться не может. Но все эти позитивные изменения очевидны. Мы постарались выразить совокупное мнение подавляющего большинства наших читателей, получаемое нами через различные формы обратной связи. От имени наших читателей выражаем Вам благодарность!

- Спасибо вам и всем за поддержку. Самое главное для меня, что вместе с Дагестаном меняются и сами люди. Если мы будем пресекать сплетни, если прекратим поддерживать убийц и бандитов и будем сочувствовать слабым, то будет намного лучше. Мы до конца года планируем открыть Дагестанский музейный центр, Центр русского языка и русской культуры, в 32 районах и городах уже создали центры традиционной культуры. Но во всем нужно качество. Дагестан должен стать конкурентоспособным, и только тогда мы будет говорить, что мы гордимся собой и своей Родиной. 

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела