"

Любовная лирика в даргинском фольклоре

5261
4 минуты
Лирические любовные песни – один из наиболее распространенных жанров даргинской народной поэзии. Подробнее о любовной лирике в даргинском фольклоре корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала заведующая отделом фольклора Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра Российской академии наук Фатима Алиева.

«Тематика их обширна и разнообразна. Это песни о любви и ненависти, о неразделенных чувствах, о жизни и смерти, о социальном неравенстве, о неустройстве мира и пр. Репертуар любовных песен различается не только по тематике, но и по характеру передаваемых в них чувств и настроений. По своей эмоциональной направленности любовные песни раскрывают многогранность чувств – от веселого и задушевного состояния – до грустного или глубоко печального, передающего душевный настрой лирического героя.

Самой популярной формой даргинской любовной поэзии являются хабкубы. Хабкуб – это лирическая миниатюра, выражающая нравственно-этические и эстетические идеалы народа. Живость, оперативность, способность откликаться как на характерные явления повседневной жизни, так и выражать личные чувства и переживания, привели к тому, что хабкуб во всех даргинских районах стал ведущей частью их песенного репертуара и, в особенности, любовной поэзии. Особую форму любовных песен составляют песни-монологи, они содержат мотивы эмоционального состояния лирического героя, в них говорится о его безответной любви, о душевной тревоге и страданиях. В песнях-монологах в наибольшей степени проявилось лирическое начало, то есть непосредственное выражение чувств и переживаний героя, состояние его души.

В песнях-монологах часто используются обращения героя к любимой или любимому, в них могут называться конкретные имена или лица, которым они адресованы. Подобные обращения служат средством усиления психологического настроя песни. Монологи-обращения могут быть построены и в вопросной форме, которые чаще всего  используются в тех случаях, когда говорится о безответной любви, о душевной тревоге и страданиях. Они не только содержат любовную тематику, но и подчеркивают социальные мотивы неравенства, бедности и богатства.

Систему изобразительно-выразительных средств любовной поэзии составляют эпитеты, поэтические метафоры, сравнения, символы из мира природы, художественные параллелизмы, контрасты и противопоставления, обращения, монологи. Эпитет – это один из основных способов создания художественного образа во многих фольклорных жанрах», – отметила она.

По словам собеседницы, главное назначение эпитета в любовной песне даргинцев – способствовать раскрытию душевного состояния лирического героя. «Эпитеты в них создают образность, выразительность, поэтическую насыщенность. Используемые в любовных песнях эпитеты по своему характеру представляют собой как простые, так и сложные, развернутые формы. Простые эпитеты, как правило, имеют постоянный характер, они связаны с образом любимой, которая подобна «восходящему солнцу», «луне», она «стройна как стебелек», её «черные глаза» подобны «черному винограду», у неё «тонкое тело», «сахарная грудь», «походка как у лани». Изливая свои чувства к возлюбленному, девушка называет его «ясным соколом» в небе, летящим, «как ветер», храбрым, «как конь в бою».  

В создании поэтического образа лирической песни особую роль играет художественный параллелизм. Художественный параллелизм – это сопоставление двух образов, один из которых имеет буквальное, а другой – иносказательное значение. В любовных песнях эмоциональное состояние чаще всего сопоставляется с природными явлениями, с растительным и животным миром. Метафорические сравнения с «морем», «солнцем», «молнией», «горами», «каменной скалой»,  «козленком, замерзающим в снегу», «соколом в небесах», «подстреленным фазаном» и др., используемые во многих песнях, – усиливают душевное состояние героя, придают дополнительную эмоциональную окраску и способствуют более глубокому выражению чувств», – рассказала Фатима Алиева.

Она также отметила, что в любовной поэзии даргинцев значительное место отводится явлениям природы. Картины природы в них служат средством выражения внутреннего мира героя, они способствуют яркости и выразительности образов, углубляют их психологизм. Особую роль при этом играют сопоставления. Душевное состояние героя сопоставляется с природными явлениями, что усиливает эмоциональность и драматизм ситуации.

Символы в хабкубах чаще всего выражают не какой-нибудь конкретный образ, а являются выразителем того или иного настроения, создают определенный эмоциональный колорит. Частыми символами женского образа из мира животных и птиц выступают: ”ласточка”, ”синяя птица”, ”зеленая трава”, ”горные цветы”, ”горный родник на вершине высокой горы”. Глаза любимой уподобляются «черным чернилам», их блеск сравнивается с «свинцом в белом серебре». “Ласточка” в хабкубах чаще всего символизирует женский образ, а “конь” – мужской.

Даргинские любовные песни представляют собой произведения, в которых наиболее ярко выражено психологическое состояние лирического героя, что чаще всего достигается средствами психологического параллелизма. В песнях излагается  состояние печали, обиды, тоски, боли, одиночества, сомнения, т.е. описываются те душевные переживания, которые он испытывает. Несчастливую любовь девушка омывает проникновенными слезами, она обращается к матери, к солнцу, к небу, к земле, к природе и просит облегчить ее страдания.

Итак, любовная лирика даргинцев, как наиболее развитый жанр народной поэзии, заслуженно занимает видное место в национальной духовной культуре народа. Любовным песням свойственны своя тематика, свой сюжетный состав и свой арсенал изобразительно-выразительных средств. Их отличает образность, поэтическая выразительность, особый эмоциональный настрой и лиризм. Они имеют большое познавательное, воспитательное и идейно-эстетическое значение, сохранившееся и в наше время», - заключила зав. отделом фольклора ИЯЛИ ДНЦ РАН.

Новости раздела