"

В ДИПКПК обсудили вопросы исторического вхождения Дагестана в состав Российского государства

Фото:
3618
3 минуты
В Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров прошел республиканский «круглый стол», в ходе которого были обсуждены вопросы исторического процесса вхождения и развития Дагестана в составе Российского государства, популяризации исторического опыта республики по гармонизации социально-экономических, государственно-правовых, политических, межнациональных и межконфессиональных отношений.

Проведение «круглого стола» под названием «Двести лет в единой семье народов России» приурочено к мероприятиям по празднованию 200-летия вхождения Дагестана в состав России.

Открывая работу «круглого стола», ректор ДИПКПК Шахрудин Шахов отметил, что тема, вынесенная в название, сегодня широко обсуждается общественностью. «Начало этому обсуждению положил Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Следует признать, что где бы ни находился Рамазан Абдулатипов, какую бы должность он ни занимал, вопросам дружбы народов он всегда уделял большое внимание. Наглядный пример этому – прошедший недавно по его инициативе в Махачкале Конгресс народов России. Идею проведения подобного Конгресса Рамазан Абдулатипов предложил еще в 90-х годах прошлого столетия. За 200 лет в составе Российского государства в истории наших народов были славные и непростые моменты, однако мы, российский народ, всегда достойно выходили из разных исторических перипетий», – сказал Шахов.

Председатель Дагестанского научного центра Российской академии наук Хизри Амирханов, выступивший после него, отметил, что этот «круглый стол» – очень значимое мероприятие, посвященное дате государственной значимости в истории Дагестана и России. Он также отметил, что в докладах «круглого стола» прозвучат научные стороны данного вопроса.

Хизри Амирханов сообщил, что сейчас идет процесс обсуждения единого школьного учебника по истории. Общий настрой известен – такой учебник нужен. Но при его создании столкнулись со многими сложностями, в частности, выработки общеприемлемых основ учебника.

«В апреле 2013 года была создана рабочая группа по выработке историко-культурного стандарта и концепции учебника. Проводится эта работа под эгидой Российского исторического общества при активном участии министерства образования и науки России и министерства культуры страны. Обсуждение концепции учебника завершается в октябре этого года. В конце месяца планируется провести заседание, на котором будут подведены итоги обсуждения, принята концепция, а уже с 1 ноября будет объявлен конкурс на создание учебника. Нами также было проведено обсуждение проекта в разных коллективах республики, внесено немало предложений, многие из которых будут учтены.

Наше участие в обсуждении не могло быть лишним хотя бы потому, что мы заметили, что дата Гюлистанского договора в проекте была указана ошибочно, хотя это всего лишь техническая ошибка, для нас были важнее концептуальные моменты. Если у коллег-историков есть замечания или дополнения к представленному проекту, я, как член рабочей группы, буду рад получить их до окончания процесса обсуждения», – сказал Амирханов.

Он также отметил, что сегодняшний «круглый стол» как бы подводит к размышлению не только о научной стороне дела, но и к тому, что нужно правильно интерпретировать то, что нам дает история для воспитания подрастающего поколения.

Далее в ходе «круглого стола» также прозвучали доклады о социально-экономических последствиях Гюлистанского договора для Дагестана во второй половине XIX века, об историческом значении присоединения Дагестана к России, о Кавказской войне по учебникам истории, о роли русской интеллигенции XIX века в судьбе Дагестана и т.д.

Были также освещены исторические перспективы развития Дагестана как субъекта современной Российской Федерации, обсуждены методики преподавания истории России и истории Дагестана, произошел обмен мнениями по вопросам дальнейшего совершенствования образовательного процесса в свете юбилейного исторического события – 200-летия вхождения Дагестана в состав России.

Новости раздела