"

Юбилейная научная сессия, посвященная 170-летию Али-Гаджи из Инхо, прошла в Махачкале

Фото:
2736
5 минут
Юбилейная научная сессия, посвященная 170-летию Али-Гаджи из Инхо, прошла сегодня, 26 февраля, в Институте языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН. Открывая мероприятие, директор ИЯЛИ Магомед Магомедов сказал о том, что Али-Гаджи из Инхо – один из ярких представителей блистательной когорты дагестанских поэтов второй половины XIX века. «Так же, как Омарла Батырай, Йирчи Казак, Етим Эмин, Патимат Кумухская и другие, он открыл новую страницу в истории художественной культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабоязычной литературы на самобытные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию дагестанской литературы на родной языковой основе», – отметил Магомедов.

Али-Гаджи родился в селе Верхнее Инхо нынешнего Гумбетовского района в семье простого и трудолюбивого горца Газимагомеда. До 12 лет он воспитывался в семье и учился в примечетской школе аула, затем был отправлен отцом по принятому обычаю на учебу в медресе другого селения – Миатли. Проучившись там 10 лет, Али-Гаджи вернулся в родной аул. Вскоре он принял приглашение джамаата соседнего аула Орота  на должность дибира. Затем проработал в той же должности в селении Буртунай. Проработав год-полтора, по просьбе жителей кумыкского села Эндери, он переезжает к ним и становится на долгие 17 лет дибиром в мечети. Здесь он умер и похоронен в 1891 году.

Было отмечено, что поэзия Али-Гаджи еще при его жизни снискала ему признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи.

Потомок поэта Абдулатип Абдулатипов сказал о том, что Али-Гаджи был простым человеком, никогда не стремился к богатству. «Большую часть времени он предпочитал проводить вдали от людей, любил ходить по пещерам, лесам, урочищам. Я знаком с ним по рассказам матери, которая часто говорила нам о нем, о том, каким он был человеком. То наследие, которое он нам оставил, хватит на тысячелетия вперед, чтобы образумить людей, создать вокруг людей положительную ауру. Добро, благие дела он всегда ставил выше всего остального. В своих стихах он с большим уважением говорил о бедных работящих людях, высоко ценил их. После своей смерти никакого имущества он не оставил. В наследство Али-Гаджи оставил нам свое богатое творчество», – сказал он.

Об особенностях поэтического стиля Али-Гаджи рассказала доцент Дагестанского государственного университета Маржанат Гаджиахмедова, которая подчеркнула, что в творчестве Али-Гаджи сконцентрированы опыт и традиции поэзии предшествующего периода и в то же время заложен фундамент для ее масштабного развития в последующее время.

«Али-Гаджи является одновременно традиционалистом и новатором, обогатившим художественный строй национальной поэзии. В нем удачно сочетались две формы мышления: аналитико-логическое и художественно-творческое. В народе он известен как ученый и поэт, и обе эти ипостаси высоко ценились в обществе. Поэт в жизни руководствовался канонами ислама, искренне и добросовестно следовал им. Он был глубоко верующим человеком, и этим определялись образ его мышления, философия быта, этика поведения и нравственность. Но внутри этой системы он руководствовался законами разума, логикой жизни, целесообразностью. Али-Гаджи часто задумывался над вопросами бытия, свои мысли и сомнения по этим вопросам выражал в поэтической форме, широко развернув в своем творчестве жанр философской лирики», – сказала она.

По словам Гаджиахмедовой, Али-Гаджи как ученый-теолог верил в предопределение, призывал людей посвятить всю свою жизнь без остатка служению Аллаху, уповать на его милость и милосердие. В то же время он настаивает на том, чтобы человек занял активную жизненную позицию, занимался деятельным трудом, собственными руками создавал для себя материальные блага.

«Поэт выступал против инфантильности, лени, уклонения от активной деятельности, непротивления злу. Ссылаясь на волю Аллаха, народ готов терпеть и гнет, и тиранию. Али-Гаджи отвергает такую жизненную позицию: со злом нужно бороться, материальные ценности должны создаваться собственными руками и собственным трудом. Однако материальная обеспеченность не должна стать самоценностью, на них не должны быть потрачены все жизненные силы. Поэт обосновывает идею самоограничения, равновесия духовных и материальных устремлений. Второй тезис, на котором сосредоточивает внимание поэт, – изменчивость мира», – рассказала выступающая.

Гаджиахмедова подчеркнула, что Али-Гаджи ясно видел и трезво оценивал состояние общества своего времени, пороки, которыми оно поражено. Это время он называет периодом «светопреставления». Поэт последовательно разоблачал, критиковал такое общество.

«Философия поэта, его жизневосприятие, оценка им действительности, видение будущего были явлением демократичным и гуманным для того времени и не потеряли актуальности в наши дни. Свои идеи и мысли Али-Гаджи выражал уплотненными, четко сформулированными сентенциями, большинство которых вошло в народное сознание и активно функционирует в общественной жизни», – рассказала доцент ДГУ.

По мнению докладчицы, особого внимания заслуживает стиль поэзии Али-Гаджи, так как он владел в достаточной степени наследием арабоязычной культуры, доступной для него в то время и в тех условиях. Он также глубоко владел научным и художественным наследием своего народа.

«Стиль поэзии Али-Гаджи сам по себе афористичен, лаконичен, но для придания своим произведениям большей философской глубины, точности и выразительности, он широко использовал афоризмы, пословицы, поговорки, которые усилили народное начало и основу его произведений, придали им национальный колорит. Мудрому, острому слову поэт придавал особое значение. Он писал, что одним умным словом можно людей направить на правильный путь.

Своеобразие таланта Али-Гаджи, характера его поэзии обусловили и своеобразие его стиля – логико-философского, афористического, действенного по влиянию и безупречного по убедительности. Стиль его поэзии складывался из ее жанровой природы, идейно-тематического арсенала, образной системы, средств поэтической изобразительности и выразительности, особенностей лексики. Все вместе они придают произведениям Али-Гаджи неповторимый колорит», – заключила Маржанат Гаджиахмедова.

В ходе научной сессии прозвучали также доклады, посвященные дидактико-назидательным мотивам в творчестве поэта, его сатирической лирике, языку произведения Али-Гаджи, рациональному и эмоциональному началам в произведениях поэта. На мероприятии выступили также председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов, потомок поэта – главный врач Республиканского центра инфекционных болезней Муртазали Магомедов.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела