"

Султан Шовкринский: «С распространением синтетических наркотиков сроки реабилитации увеличились практически во всех учреждениях»

Фото:
1032
7 минут
МАХАЧКАЛА, 26 октября – РИА «Дагестан». Проблема наркомании в Дагестане становится все более острой. На учёте в республиканском наркодиспансере по состоянию на 2021 год находятся около 7 тыс. человек, но эти показатели не полностью отражают реальность и на самом деле в регионе наркозависимых намного больше. А с недавних пор положение вообще осложнилось тем, что в республике стали изготавливать синтетические наркотики, спрос на которые постоянно растет. Но многие не признают, что они зависимы, и не обращаются за помощью. Хотя у нас в республике существуют реабилитационные центры, которые могут помочь таким людям.

Но одни считают, что реабилитация для зависимых – это выкачивание денег из карманов их родственников.  Другие просто не знают о  существовании таких центров. О том, что же происходит в этих самых реабилитационных центрах и как именно лечат наркоманов, рассказал в интервью корреспонденту РИА «Дагестан» психолог-аддиктолог Центра социальной адаптации Султан Шовкринский.

– Расскажите об учреждении. Какие услуги предоставляет ваш центр?

– Центр социальной адаптации «Решение» предоставляет услуги психосоциальной помощи людям, страдающим от наркотической, алкогольной и игровой зависимостей. Проблема очень специфическая и человек до последнего верит в свою независимость, даже когда все в жизни доказывает обратное, близким все очевидно. Также работаем с близкими и родственниками, чтобы они правильно действовали с зависимым, потому что очень часто семья неосознанно способствует возвращению к употреблению. К сожалению, не все родственники хотят посещать мероприятия, так сказать, включаться в процесс, веря, что проблема только у него. Но зависимость – это семейная болезнь, если в семье появился употребляющий, то что-то в семейной системе, скорее всего, было не так и нужно найти, проанализировать и изменить некоторые свои действия.

– Как строится работа центра, какие методики используются? Как-то показывали оперативное видео, где в одном из центров использовали наручники, цепи… у вас применяются такие меры?

– Методики в работе используются разные, в основном когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-подход, разбирается подробно первый шаг 12-шаговой программы. Дается необходимый теоретический материал о проблеме, симптоматике, последствиях, и одна из задач – чтобы знания закрепились в виде действий, новых привычек и навыков. Что качается жестокого обращения, то этого нет в нашем центре. Очень редко бывают случаи, когда необходимо сепарирование, если есть угроза нанесения себе или кому-то повреждений, и мы должны ограничить работу рук до приезда нашего психиатра. В нашем центре имеются камеры во всех комнатах, и мы всегда имеем видеоподтверждение необходимости такого вынужденного вмешательства. Повторюсь, это крайне редкое явление, но безопасность наших реабилитантов – это также приоритетная задача.

– Центр не похож на обычную больницу, как устроен быт избавляющихся от наркозависимости? Чем занимаются ваши подопечные?

– Да, больница все-таки ассоциируется с медикаментозными услугами, центр – это все-таки больше дисциплинарное учреждение со своим расписанием и мероприятиями. На реабилитации есть свои стадии, которые необходимо поэтапно пройти. Из основных мероприятий будничных дней можно выделить малую терапевтическую группу, на которой разбираются любые вопросы вызывающие сложности, зачитываются задания, помогающие понять, что и как способствует продолжению употребления человеком, ребята лучше начинают понимать причинно-следственную связь своего употребления. Также к базовым мероприятиям относится лекция в формате вопрос-ответ и подробно разбирается базовый материал, который необходимо усвоить и адаптировать в своей жизни. Раз в неделю приходит представитель духовного управления и читает религиозную лекцию. Все строго по расписанию, подъем в 8 утра, отбой в 23:00. Если погода позволяет, выезжаем на выходных поиграть футбол, иногда в парилку. Периодически мы приглашаем в центр ребят, которые имели проблему с наркотиками и уже много лет остаются трезвыми и адаптировались к трезвому образу жизни, которые рассказывают свои истории, трудности, с которыми пришлось столкнуться.

– Сколько длится реабилитационная программа и сколько наркозависимых проходят реабилитацию в вашем учреждении?

– Последние годы с распространением синтетических наркотиков сроки реабилитации увеличились практически во всех учреждениях. И этому есть объяснение. Последствия от синтетических наркотиков для мозговой деятельности намного губительнее, чем от той же героиновой зависимости или, к примеру, барбитурной. Период перестройки функций мозга на работу без наркотиков протекает очень медленно и отрицание проблемы, то есть убежденность в том, что наркотик не является причиной всех бед, также очень стойкое.
 
– Методика лечения алкоголиков и наркоманов отличается?

– Во-первых, важно понимать, что и наркоман, и алкоголик – это человек. За частую хороший человек, который просто запутался. В контексте обсуждения темы зависимости необходимо выделить отдельное место такому термину, как отрицание. Если коротко, отрицание – это способ психологической защиты, который проявляется как отказ признавать существование проблемы. Стоит отметить, что это не сознательный процесс, и в этом его сложность. Так вот, отрицание алкоголика действительно зачастую намного сложнее отрицания наркомана. Так же алкоголики более пассивны. Также сложнее развиты мотивационные процессы – как внешние, так и внутренние.

– Обычно наркоманы не идут за помощью, чаще обращаются родители или близкие родственники, бывали ли случаи, когда зависимый приходил за помощью сам?

– Да, к сожалению, специфика проблемы в том, что человеку очень трудно принять верное решение. Мысли направлены не на признание и решение проблемы, а на продолжение привычного образа жизни, отягощенного психологической зависимостью. Но бывают исключения, когда человек сам принимает решение, обращается за помощью к близким или звонит на номер. Конечно, в случае такой личной мотивации процесс идёт гораздо проще, но с появлением синтетических наркотиков это стало очень редким явлением, так как мозг просто не даёт принять это решение постоянным откладыванием на потом либо просто переключением внимания.

– Как распознать и что может сигнализировать о том, что близкий человек стал наркоманом?

– Очень хороший и нужный вопрос, тут есть внешняя симптоматика – покраснение глаз при курительных наркотиках, увеличение зрачков при синтетических, появление суетливости, потеря аппетита, сбой режима дня, потеря сна, стремительное падение веса при синтетических наркотиках, увеличенная потребность в денежных средствах, эмоциональные качели – от раздражительности до апатичного состояния. Но все-таки интуиция близких. Как правило, родные чувствуют, что что-то не так, когда ещё внешние признаки не стали столь очевидными. Тут главное себя не обманывать и попытаться поговорить в спокойной и доверительной обстановке.

– Есть такое мнение, что бывших наркоманов не бывает. Согласны ли вы с этим утверждением? Интересно, все ли ваши выпускники  справились с зависимостью? Возвращаются ли повторно?

–  Вот это мнение очень опасно. Это поощряет отношение к людям с проблемой с наркотиками как к отребью. И так ясно, что  наркомания – это чума XX и XXI веков. Но слова типа «бывших наркоманов не бывает» не оставляют шансов человеку исправиться. Получается, если бывших не бывает, то человек обречён употреблять до конца своих дней? Но это ведь не правда. Есть ребята, которые 7, 6, 5 лет ничего не употребляют, развились во всех сферах жизни и сегодня являются полноценными членами общества, которые несут пользу себе, своим близким и обществу. Есть наша ответственность как учреждения, оказывающего качественную помощь, если ответственность родных и близких – посещать мероприятия для них, читать литературу, быть в процессе, но также есть ответственность человека перед самим собой, и, естественно, не все соблюдают рекомендации, не все честны с собой и такие ребята, к сожалению, возвращаются к употреблению. Как и в зале, не все чемпионы, как и в школе, не все отличники, так и в этой сфере все индивидуально. Есть кому достаточно одной реабилитации, кому-то нужна ещё одна, на которой он уже более осознанно включается в процесс, и тут не принципиально именно к нам, это может быть и другой центр, главное – пробовать, не оставлять на самотёк и при должном отношении результат будет.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела