"

Блокадница Марина Бессалова: «В Дагестане живут очень хорошие и отзывчивые люди»

Фото:
1096
3 минуты

МАХАЧКАЛА, 27 января – РИА «Дагестан». 8 сентября 1941 года Ленинград окружили немецкие солдаты и их союзники. Перед ними стояла задача полностью уничтожить город. В это день началась одна из страшнейших страниц Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда. Она продолжалась ровно 872 дня. За это время  погибли сотни тысяч людей. Жители  умирали из-за отсутствия пищи, так как Ленинград не был наделен необходимым запасами, а проживало в нем тогда порядка 3 млн человек.

27 января 1944 года — день полного снятия блокады. Сегодня в России отмечается 74-я годовщина этой даты. В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» жительница блокадного города, которую еще в детском возрасте эвакуировали из Ленинграда, поделилась своими воспоминаниями и рассказала о жизни в современной Махачкале.

История

Марина Бессалова родилась 18 июня 1937 года в Ленинграде. Отец ее  погиб на советско-финской войне. Мать погибла в 1942 году. Саму Марину в апреле 1942 года с другими детьми эвакуировали через «Дорогу жизни» на Большую землю. По словам блокадницы, выезжали из осажденного города фактически под обстрелы, но удалось избежать ранений.

Из блокадного города детей доставили в Адыгею, где их поселили в детском приемнике. Через некоторое время Марину удочерила казачья семья Никитиных, у которой не было своих детей. В новой семье о Бессаловой заботились и ухаживали.  «Они спасли меня от смерти», – вспоминает она.

После смерти отчима мачеха отдала Бессалову в Николаевский детским дом Краснодарского края. Затем она трудилась в колхозе имени Сталина в поселке Кановка. Работая там, она мечтала жить где-нибудь в городе.

В 1956 году Марина вычитала в газете объявление, что в Махачкале требуются девушки для работы съемщицами.  В этот же год она отправилась в столицу Дагестана и поступила в Государственное профессионально-техническое училище. «Отучилась и начала работать самостоятельно на Махачкалинской фабрике III Интернационала. Трудилась в прядильном цеху. Сначала съемщицей, а потом бригадиром на планке. На этом заводе проработала почти 40 лет.

У Марины Бессаловой двое детей. Дочь проживает в Москве, а сын – в Махачкале. У блокадницы уже есть правнук Захар и правнучка София. «Это неизмеримое богатство», – говорит о своих правнуках Бессалова.

«Я люблю эту республику. В Дагестане очень хорошие и отзывчивые люди. Любой человек по возможности помогает, если к нему обратиться. Даже я всегда сделаю все, чтоб выполнить просьбу человека. В этом плане я соблюдаю ленинградский закон», – отметила она.

Родное место забыть

«Я жила и работала здесь, но душа моя все это время там, в Ленинграде. Мои дети родились в Махачкале. Здесь их родина. А моя родина как была в Ленинграде, так там и осталась. Сейчас там народ изменился, люди стали другими. Но настоящих ленинградцев видно сразу», – говорит Марина Бессалова.

Последний раз в Санкт-Петербурге она была в год 70-летней годовщины снятия блокады Ленинграда. Туда она отправилась в составе делегации из трех человек, таких же блокадниц. Бессалова надеется посетить Санкт-Петербург и на 75-летнюю годовщину. «Надеюсь, удастся туда  поехать. Это будет моя последняя поездка. Хочу сделать поклон своим родителям на Пискаревском кладбище. Этой мой долг и обязанность», – подчеркнула она.

Могила отца

На вопрос о том, чего она больше всего желает, Бессалова ответила, что хочет найти место захоронения своего неродного отца Антона Никулина. «Он служил моряком на побережье Черного моря. Был тяжело ранен. Скончался предположительно в Сочинском госпитале.  Возможно, он захоронен не доезжая до Туапсе, где похоронены погибшие в боях и госпиталях. Я думаю, у входа на это кладбище должен быть стенд. Что касается его документов, то я их нашла сама в Санкт-Петербурге», – поделилась Марина Бессалова. 

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела