"

Наталья Мусаева: «С культурных площадок Махачкалы вытесняют безобидные мероприятия»

Фото:
2002
4 минуты
В Дагестане идет вытеснение с культурных площадок столицы безобидных мероприятий, нацеленных на приобщение молодежи к культурам других народов – африканских, западноевропейских, восточноазиатских. Об этом заявила заслуженный деятель искусств республики, почетный член Российской академии художеств, доцент кафедры живописи ДГПУ Наталья Мусаева на круглом столе, посвященном состоянию культуры и искусства Дагестана на современном этапе. Заседание проводилось накануне Общественной палатой Дагестана.

«Мы должны пресекать всякого рода высказывания о чуждости этих и других культур. Этот путь может привести к полному отчуждению дагестанской молодежи от мирового культурного наследия, а в экстремальных его проявлениях – к его уничтожению. Что мы и наблюдали во время бесчинств, творившихся ИГИЛ на захваченных территориях, когда уничтожались не только сокровища древних культур, но и памятники культур народов другого вероисповедания и сами носители этих культур», – говорит искусствовед.

Мусаева напомнила, что в последнее время неоднократно отменялись выступления известных российских поп-звезд из-за угроз со стороны радикально настроенных граждан. Недавно, 25 ноября, сорван 7-й фестиваль анимации AniДаг, организованный в стенах Аварского театра.

«Большинство дагестанцев, особенно молодежь, страдают ограниченностью кругозора, необразованностью, отстраненностью от светских форм культуры. В Дагестане мейнстримом становятся религиозные формы сознания и религиозная культура. При этом отторжение “светскости” начинает приобретать экстремистские формы выражения», – заявила Мусаева.

«Дагестан выступает довольно скромно на фоне широкомасштабного распространения молодежных субкультурных объединений в России. Здесь можно встретить только байкеров, скейтбордистов, немного граффитистов и поклонников аниме. И очень много приверженцев компьютерных online-игр. И на таком сдержанном фоне шумные акции противников молодежных субкультурных объединений, чьи концерты и фестивали не несут в себе откровенного аморализма и непристойности, выглядят чистой воды провокациями, нацеленными на дестабилизацию гражданского общества в Дагестане и ограничение права на творческое самовыражение», – продолжила Мусаева.

Кроме того, отметила она, через приобщение молодежи к фестивальным формам организации досуга отрывает их от Интернета, привлекает к активным творческим действиям (разработка сценариев, подготовка номеров выступлений, создание костюмов, поделок и пр.), дает детям ощущение причастности к празднику. Те же любители аниме через приобщение к японской мультипликации попутно изучают культуру этого народа, многие начинают играть японский рок, с использованием классических музыкальных инструментов и традиционных японских, читать классическую поэзию, изучать японский язык, костюм. Любители готической музыкальной культуры постигают мир средневековой Западной Европы с ее рыцарскими романами и культом прекрасной дамы.

Докладчица с сожалением констатировала, что и процессы, наблюдаемые в системе высшего образования, нельзя назвать утешительными в плане воспитания толерантного отношения к мировому культурному наследию. В системе образования все меньше остается места дисциплинам культурологического цикла.

Что касается профессионального искусства в Дагестане, то тут, считает Мусаева, все обстоит весьма неплохо. У нас прекрасно уживаются уже с 1960-х годов как реалистически ориентированные мастера, так и художники, работающие в нереалистических (выразительных) формах творчества. Постмодернистские формы деятельности актуальных художников, инсталляции, перфомансы, хэппенинги носят сдержанный характер, вписывающийся в принятые нормы морали.

Проблема кроется в другом: вернисажи, конференции, презентации, концерты классической музыки посещают практически одни и те  же люди. Это художники, писатели, деятели музыкальной и театральной культуры, студенты, обучающиеся на творческих факультетах вузов и колледжей. Общеобразовательные школы тоже стремятся приобщить молодежь к искусству, но этот процесс, по словам Мусаевой, идет стихийно, бессистемно. То есть большая часть дагестанской молодежи исключена из процесса приобщения к подлинным образцам классического искусства. Их сфера интересов ограничена посещением концертов популярных дагестанских исполнителей, не часто – постановок национальных театров и совсем редко – выставок изобразительного искусства. То есть настоящее искусство все более и более становится элитарным, замкнутым в самом себе.

«Неэрудированное, малообразованное большинство дагестанцев становится легкой добычей торговцев низкопробным рыночным китчевым товаром. И что еще хуже – попадает в руки экстремистски настроенных манипуляторов общественным сознанием, отвергающих любые формы проявления “чуждых культур”», – отметила она.

В любом случае, подчеркнула Мусаева, дагестанская здравомыслящая общественность должна противостоять любым формам аморализма. И отнюдь не только в художественной культуре и искусстве, но и в общественной жизни, в быту и т.д.

«Нужно много знать, много уметь, глубоко мыслить и быть осторожнее в собственных высказываниях и поступках, уметь прогнозировать последствия. Какими-то запретами, угрозами, цензурой, разгонами фестивалей тут действовать нет смысла. Это – формы воздействия обществ с тоталитарными режимами. Мы уже не сможем заставить нынешних подростков смотреть добрые советские мультики или великолепные образцы отечественного кинематографа. Они с пеленок сидят в Интернете и, как бы мы ни сопротивлялись, смотрят только то, что их там интересует. Но как-то организовывать и поддерживать, хоть бы и через гранты главы Дагестана, например, клубы любителей советского кино, студий по развитию творческих способностей в области изобразительного искусства или театра, детские литературные кружки, безусловно, можно. Через образовательные инициативы необходимо воспитывать и умение воспринимать современное актуальное искусство, каким бы непонятным, противоречивым, иррациональным оно ни было. С молодежью надо вести диалог и уметь убеждать, доказывать, разъяснять. И они, надеюсь, все поймут. Ведь не спортом единым славен Дагестан», – предложила Мусаева.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела