"

Пути и способы противодействия экстремизму обсуждают на всероссийской конференции в Махачкале

Фото:
2464
7 минут
Всероссийская научно-практическая конференция по проблеме профилактики экстремизма «Феномен экстремизма, терроризма и ксенофобии: факторы генезиса, пути и способы противодействия» начала свою работу сегодня, 30 сентября, в Махачкале.

Участие в ней принимают видные российские эксперты из Москвы, Татарстана, Чечни и представители местного научного сообщества. Пленарное заседание конференции прошло в стенах Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова, где ученые и слушатели рассмотрели факторы генезиса, пути и способы противодействия таким негативным явлениям, как экстремизм, терроризм и ксенофобия.

Участников мероприятия поприветствовал заместитель министра по делам молодежи республики Ахмедула Дибиров, который отметил, что в сегодняшнем мире проблема национализма, ксенофобии, политического экстремизма стоит особенно остро. Зачастую главным участником всех новых случаев национализма является молодежь. Именно этот контингент является наиболее остро реагирующим на изменения в обществе – ненависть и неприятие к представителям другой национальности, вероисповедания, расы. «Причины экстремизма в нашей стране совершенно разные. Хочется, чтобы на этой конференции мы смогли найти основные пути профилактики этого явления», – сказал замминистра.

Министр печати и информации Дагестана Азнаур Аджиев в своем выступлении коснулся роли интернета и СМИ в борьбе против идеологии экстремизма и терроризма. «Основным инструментом реализации мер обеспечения безопасности информационного пространства и гарантии основных конституционных прав граждан – права на объективную и достоверную информацию, может быть только государственная информационная политика», – уверен министр.

Аджиев рассказал о том, какие меры принимаются в Дагестане по реализации государственной политики по данному кругу проблем. «С привлечением экспертного сообщества разработана, принята и реализуется госпрограмма региона «Комплексная программа информационной безопасности в Республике Дагестан на 2015-2018 годы», начата работа по интеграции республиканских и муниципальных СМИ в ленту Яндекс-новости и Спутник-новости, планируется интегрировать свыше 100 информационных ресурсов. В Дагестане организован мониторинговый центр для оперативного тематического и стратегического мониторинга СМИ и интернет-пространства на предмет формирования кризисных очагов, распространения дезинформации и противоправного контента. По результатам мониторинга создается и распространяется медиаконтент профилактического, упреждающего и разъяснительного характера», – сообщил Аджиев.

В заключение своего выступления он отметил, что борьбу с терроризмом ведут правоохранительные органы, а победить, изжить терроризм может только само общество. «Усилиями каждого из нас каждый день меняется ситуация в Дагестане. Малые усилия каждого из нас рождают мощную силу, которая обеспечит мир в нашем общем доме», – заключил глава Мининформпечати Дагестана.

С первым пленарным докладом выступил декан факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета Мухтар Яхъяев. Его доклад был посвящен вопросам религиозного содержания экстремизма и терроризма.

«Одной из актуальных проблем предупреждения экстремизма и терроризма в современном обществе является вопрос об их религиозном содержании, об обусловленности экстремистской, террористической деятельности идеологическими установками и догматикой конкретной религии. Имеющийся среди теоретиков, идеологических и практических работников, деятелей религии в обывательской среде разброс мнений по данной проблеме не позволяет наметить эффективные направления и реализовать конкретные мероприятия по профилактике и преодолению этих деструктивных явлений.

В этом направлении обозначились две крайние позиции. Одна крайность состоит в том, что отрицается всякая связь экстремизма и терроризма с религией. Считается, что любая религия исключает эти крайности или, по крайней мере, истинные религии не имеют к ним какого-либо отношения. Другая крайность заключается в том, что эти явления напрямую увязываются с природой и содержанием любой религией. Считается, что религии имманентно присущ экстремизм и терроризм. Нам же приемлемой представляется позиция, которая заключается в конкретно историческом подходе к проблеме связи экстремизма и терроризма с религией вообще и с каким-то толком внутри какой-то религии. Его суть заключается в том, что конкретная религия может существовать и функционировать как без каких-либо проявлений экстремизма и терроризма, так и с заметными их проявлениями. Более того, она может принимать и демонстративно-экстремистские формы», – отметил докладчик.

Он сообщил, что экстремистские превращения в истории религий всегда существовали, но они проявлялись только у незначительной части приверженцев. Поэтому говорить следует не о том, что экстремизм является неизбежным следствием любой религии, а о том, что религиозный экстремизм как форма религиозной веры неизбежно возникает на почве религии при благоприятных для этого социально-исторических условиях. Выявление конкретно-исторических причин и условий превращения нормальной религиозной веры в экстремистскую форму – это и есть актуальная проблема науки.

По мнению Яхъяева, разгадку причин появления религиозного экстремизма необходимо искать не в самой религии, а в конкретных социально-исторических условиях ее существования и функционирования. «Религиозный экстремизм является идеологически обоснованным и оправданным интересами религии, применением радикальных, крайних, нелегитимных, насильственных средств и способов достижения политических целей, провозглашаемых приверженцами того или иного религиозного направления или толка. Здесь важно то, что религиозный экстремизм является упорядоченной идеологической системой и организованной религиозной практикой беспрекословного служения Всевышнему с использованием террористического инструментария.

Исходя из такого понимания религиозного экстремизма, мы можем определить исламский экстремизм как идеологию и практику, которые связаны с исламским мировоззрением, его вероучением и культом. В религиоведческой литературе распространено мнение, что исламский экстремизм с необходимостью вытекает из особенностей исламской веры как таковой. Однако экстремисты с террористами не черпают свою идеологию из религии ислама по той простой причине, что в исламе такой идеологии нет. Ислам по своей внутренней природе является толерантной религией мира и добра. Он проявляет свою гуманистическую сущность, если экономические, политические, правовые или иные социальные условия и факторы не деформируют, не искажают ее подлинную природу. Поэтому задача общества состоит не в том, чтобы бороться с исламом или пытаться реформировать его, а в том, чтобы создать для ислама и верующих мусульман все необходимые условия бесконфликтного существования и гармоничного развития», – уверен докладчик.

Мухтар Яхъяев также рассказал о том, чем конкретно, по его мнению, нормальная исламская идеология принципиально отличается от ее экстремистских превращений, а также чем отличается религиозное поведение мусульманина-экстремиста от поведения добродетельного мусульманина.

В заключение он отметил, что экстремизм, который обосновывает и оправдывает свои человеконенавистнические идеи и действия ссылками на авторитарные источники ислама, наносит ему больший вред, чем открытые враги. Он разжигает вражду и ненависть к исламской религии и мусульманской умме, утверждает отрицательный образ своей религии в мировом общественном сознании, превращает ислам в понятие, обозначающее массовые убийства и разрушения.

«Изменить ситуацию запретами неудобных терминов нельзя. Однако, знание действительных особенностей исламской идеологии, психологии и поведения, условий и возможностей их экстремистских превращений демонстрирует недопустимость провокационных утверждений типа: “Ислам – религия террора и насилия”, “Все мусульмане – фанатики и террористы” и тому подобное», – заключил он.

Один из участников конференции - директор научно-образовательного центра интерактивных технологий обучения, добровольчества и молодежных инициатив ДГПУ Далгат Магомедов отметил, что множество грантов, которые предоставляются представителям нашей республике на форуме «Машук» и других подобных форумах, не исполняются, а порой служат для личного обогащения грантозаявителей. Он предложил создать на базе РИА «Дагестан» некую «доску недобросовестных грантоисполнителей» и вообще организовать общественный контроль за реализацией грантовых проектов.

Принимавший участие в работе конференции директор РИА «Дагестан» Магомед Магомедов заверил, что агентство всегда открыто для молодежных инициатив и обещал оказать всяческое содействие в обеспечении прозрачности результатов реализации грантовых проектов и посвятить этому серию аналитических материалов.

В ходе пленарного заседания выступили также главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института РАН, академик Академии наук Чеченской Республики Вахит Акаев, заведующий кафедрой конфликтологии Казанского (Приволжского) университета Андрей Большаков и другие.

Далее работа конференции продолжилась заседаниями секций. Одна из них посвящена исследованию роли интернета и СМИ в борьбе против идеологии экстремизма и терроризма, вторая – определению гуманистических ориентиров как факторов профилактики радикализма в молодежной среде. Участие в работе секционных заседаний принимают преподаватели, аспиранты, студенты профильных факультетов вузов и практические работники.

Новости раздела