"

Юрий Гамзатов: «ИТС в Дагестане не для галочки, а для безопасности на дорогах»

Фото:
316
12 минут

МАХАЧКАЛА, 27 июля – РИА «Дагестан». Министр цифрового развития РД Юрий Гамзатов в интервью РИА «Дагестан» рассказал про дальнейшее развитие интеллектуальной транспортной системы в Дагестане.

– Юрий Валериевич, в этом году Дагестан снова принимает туристов – ожидается до 2 млн гостей и увеличение турпотока на треть по сравнению с прошлым годом. Известно, что в республике хотят запустить систему анализа потока и маршрутов туристов. Расскажите, пожалуйста, как она будет работать и какие данные собирать.

– Это верно: Дагестан становится всё более популярным направлением для российских туристов, и это стимулирует республику развиваться во всех сферах, в том числе и в цифровой. Мы решили применить анализ больших данных для того, чтобы получить точную картину мест сосредоточения туристов. Мы можем примерно представлять себе, что туристы любят Сулакский каньон, Гамсутль, Гуниб, бархан Сарыкум и другие наши достопримечательности. Но для полноценного развития туризма нужна точность, и ее обеспечивает Big Data. Мы планируем собирать данные на основе так называемого «цифрового следа», предоставляемых сведений от операторов сотовой связи, анализировать их и использовать для развития туристической инфраструктуры, перенаправления туристических потоков в новые районы Дагестана, куда туристы пока мало заезжают.

– Насколько развита инфраструктура связи на основных туристических маршрутах? Сейчас туристы часто жалуются на то, что на некоторых туробъектах полностью отсутствует либо передача данных, либо связь.

– По нашим данным, на сегодняшний момент половина территорий, на которых расположены туристические объекты Дагестана, нуждается в улучшении качества связи. Действительно, есть туробъекты, на которых у вас не будет или возможности передачи данных, или даже радиотелефонной связи. Исправить данную ситуацию важно не только ради туристического имиджа республики, но и ради безопасности наших жителей и гостей: и у тех, и других должна быть возможность совершить звонок или связаться со спецслужбами или родственниками через мессенджеры с помощью опции передачи данных. Эта проблема обсуждалась Главой Дагестана Сергеем Меликовым с министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым. И в продолжение этого разговора уже в текущем году мы обеспечим сотовой связью и качественным интернетом девять населенных пунктов Дагестана, вблизи которых находятся туристические объекты. Связь появится в сёлах Ицари и Джурмачи Дахадаевского района (рядом с ними расположены Ицаринская башня и крепость Кала-Корейш), селе Ухул Докузпаринского района (популярный туристический объект, рядом с ним – гора Шалбуздаг), селе Хустиль Табасаранского района (недалеко от него уже известная среди туристов пещера Дюрк). Сигнал с вышек будет покрывать также два села Хунзахского района Мочох и Сиух, озеро Мочох и Сиухский водопад. В Чародинском районе в сёлах Ритляб и Гидиб мы установим мобильные станции, чтобы обеспечить связью водопад Чвахило и Гидибские водопады, которые полюбились нашим гостям. Старинная боевая башня поможет провести связь к селу Анцух Тляратинского района. Это наглядный пример того, как туризм помогает развиваться республике, ведь связью будут пользоваться в первую очередь наши жители.

Кроме того, Дагестан принимает участие в программе «Устранения цифрового неравенства». В ходе ее реализации «Ростелеком» уже построил 36 базовых станций в дагестанских сёлах: проложены 72 км оптоволоконного кабеля. Мобильная связь с возможностью доступа в Интернет по технологии LTE (4G) теперь есть у жителей удаленных и горных населенных пунктов – охвачены даже небольшие поселения численностью от 100 до 500 человек.

– Мы знаем о планах по цифровизации транспортного комплекса республики, а именно о проекте «Зеленый цифровой коридор пассажира». Как он будет реализован и почувствуют ли на себе новшества гости республики?

– «Зеленый цифровой коридор пассажира» – это проект по цифровизации транспорта в Дагестане. Его реализует Минтранс РД совместно с нашим ведомством. Жители крупных городов России уже оценили удобство безналичной оплаты проезда в транспорте, и мы готовимся внедрить такой способ оплаты и в нашей республике в автобусах на городском, пригородном и междугороднем сообщениях. Думаем, жители тоже к этому уже готовы – дагестанцы активно используют безналичные платежи. По данным Эвотора, в марте 2023 года Дагестан оказался в числе регионов, показавших самый сильный прирост в использовании безналичных платежей – с 22 до 33%. Думаю, жители нашей республики высоко оценят возможность оплатить проезд в автобусе картой. Туристы из других регионов России, где к такому способу оплаты уже привыкли, тоже будут приятно удивлены уровню цифровизации Дагестана – это та деталь, из которой складывается общее ощущение комфорта от путешествия.

Другой сервис, который мы внедряем в пассажирские перевозки, – это система онлайн-контроля для отслеживания автобусов в реальном времени. Практика наших коллег в других регионах показывает, что такая система позволяет оптимизировать работу общественного транспорта, разгрузить остановки в часы пик, вовремя вывести сломавшийся транспорт с маршрута, добавить единицы транспорта на линию при необходимости и настроить удобное для пассажиров расписание. Мы работаем над тем, чтобы дагестанцы и гости республики ощутили изменения в транспортной системе.

– Как продвигается работа над «Картой жителя» Дагестана? Какие возможности она предоставит жителям республики и смогут ли они воспользоваться ею уже в следующем году?

– Мы планируем ввести в Дагестане аналог московской карты «Тройка», но с расширенными функциями. Сейчас мы прорабатываем возможность не только расплатиться такой картой за поездку на транспорте, но и оплатить ею покупку некоторых товаров. Хочется, чтобы жители могли воспользоваться «Картой дагестанца» уже в начале следующего года, но так как мы предусматриваем довольно широкий функционал такой карты, возможно, сначала запустим карту в пилотном режиме, а некоторые опции будут добавляться к ней позднее.

– Как Вы оцените уровень цифровизации Дагестана на сегодняшний день? Насколько охотно жители принимают цифровые новшества и насколько к ним готовы? Готова ли цифровая инфраструктура региона к новым пилотным проектам?

– Россия по праву считается очень развитой в цифровом плане страной, и Дагестан как ее часть – совсем не исключение. В этом году эксперты МегаФона проводили исследование, которое показало, что онлайн-трафик в республике за пять месяцев этого года вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доля смартфонов среди жителей дагестанских сёл достигла 76,5% – это даже выше, чем в городах. В сёлах активнее используется и мобильный интернет: на одного сельского жителя в месяц приходится в среднем более 21 ГБ интернет‑трафика, на 5% выше, чем у городских пользователей. Жители охотно пробуют цифровые новинки – например, у нас уже 30 000 человек записали детей в первый класс через «Госуслуги», из них 5000 – только в Махачкале.

Разумеется, с активным интересом жителей к Интернету, безналичному расчету, с ростом потребления цифровых продуктов растет и уровень опасности цифрового мошенничества. Поэтому мы проводим мероприятия по распознаванию кибермошенничества, рассказываем о видах обмана в Интернете и криминальных схемах с банковскими картами. Чем выше уровень цифровизации в регионе, тем выше должен быть и уровень цифровой грамотности жителей.

– В апреле этого года проект по внедрению ИТС в Махачкале стал лауреатом I Национальной премии «Умный город». Как сказывается внедрение ИТС на обычной жизни горожан?

– Решение по внедрению интеллектуальной транспортной системы на территории Махачкалинской городской агломерации, реализованное властями региона в партнерстве с ГК «Урбантех», действительно стало победителем в номинации «Транспорт» в рамках этой премии – и думаю, совершенно заслуженно. Основная цель внедрения ИТС – снизить уровень аварийности в регионе, повысить уровень безопасности для всех участников дорожного движения. Так как в зону действия ИТС входят главные городские магистрали – проспекты Петра I, Расула Гамзатова, Акушинского, Гамидова и улицы Ярагского и Коркмасова – жители уже замечают эффект и позитивно отзываются об изменениях в характере дорожного движения. Мы уже отчитывались о том, как удалось увеличить пропускную способность проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренний и вечерний часы-пик на 14% и 12% соответственно за счет координированного управления светофорными объектами. На перекрестке улиц Ярагского и Гагарина пропускная способность пересечения тоже увеличилась за счет внедрения «умного» светофора с адаптивным управлением – на 15%. Изменения складываются из деталей: на Акушинского мы сократили время ожидания зеленого сигнала светофора для пешеходов, на Казбекова – тоже за счет изменения светофорного режима снизили время ожидания для транспорта. Водители и пешеходы могут не сразу это заметить, но общий характер дорожного движения постепенно меняется.

Как продвигается внедрение ИТС в рамках третьего этапа и каких результатов вы планируете достичь после реализации этой части проекта?

– Третий этап внедрения ИТС у нас завершен, поэтому мы можем уже подводить предварительные итоги и строить дальнейшие планы. Если говорить о стратегии, то перед внедрением ИТС эксперты «Урбантеха» изучили дорожно-транспортную сеть Махачкалинской агломерации и обозначили комплекс проблем: количество автомобилей в Махачкале значительно превышает потенциал улично-дорожной сети. Город страдает от стихийных парковок и устаревшей организации дорожного движения. Кроме того, есть логистическая проблема: один из ключевых районов города фактически разделен на две части железной дорогой, и пересечь ее можно только в двух местах. Поэтому Центр управления дорожным движением, который запущен в рамках внедрения ИТС, был ориентирован на эту специфику Махачкалы. Теперь мы в режиме реального времени можем контролировать загруженность улиц, оперативно реагировать на ДТП, следить за качеством работы общественного транспорта, а также управлять движением на перекрестках и в зонах основного скопления машин. Что касается технической стороны, то на третьем этапе модернизированы 12 светофорных объектов, установлены 12 дорожных контроллеров, 26 видеокамер, 54 детектора транспорта, 84 транспортных и 82 пешеходных светофоров, внедрены 9 модулей и подсистем ИТС.

– Как влияет работа ИТС на безопасность дорожного движения в Махачкале – есть ли уже какие-то цифры, по которым можно судить о результатах?

– При оценке внедрения ИТС мы должны отдельно рассматривать видимые результаты для участников дорожного движения – как те, что я уже отметил, – и методику цифровой зрелости ИТС, которая утверждена Минтрансом России. Дагестану для достижения так называемого первого уровня зрелости необходимо дооснастить и подключить к ЦУДД не менее шести светофоров с адаптивным управлением, установить детекторы транспорта на светофорных объектах и магистральных дорогах общегородского значения (17 и 81 соответственно), усилить вычислительные мощности и ПО в Центре управления дорожным движением, а также провести работы по развитию интеграционной платформы в части внедрения новых компонентов ИТС. Отмечу также, что эффект от внедрения ИТС будет заметен только при комплексном подходе к решению транспортных проблем. Например, мы можем корректно настроить работу светофоров, но если водители всё равно «летят» на красный сигнал, никакая цифровизация тут не поможет.

Интеллектуальная транспортная система будет максимально эффективной, если ее будут обслуживать и постоянно поддерживать квалифицированные специалисты – сама по себе, автономно, она не работает. Мы стремимся к тому, чтобы ИТС в Дагестане была не просто внедрена для галочки, для выполнения постановления Правительства РФ, но и работала, достигала своей цели – делала перемещение по городу комфортнее, экономила жителям время в пути и снижала уровень аварийности. Например, в Москве по итогам внедрения ИТС аварийность снизилась в два раза, а средняя скорость движения увеличилась на 13% – мы хотели бы ориентироваться на такие результаты.

– Как показала себя ИТС в эксплуатации? Насколько уязвимы ее объекты, расположенные на улицах города, – светофорные объекты, датчики и другие модули?

– Внедрение ИТС в Махачкале на всех этапах проходило в сопровождении экспертов «Урбантеха» с учетом специфики нашей дорожно-транспортной сети. Дело в том, что эталонного примера, который можно полностью скопировать с другого региона (а ИТС существуют уже в 42 регионах России), не существует. ИТС проектируют, внедряют и эксплуатируют, исходя из особенностей конкретного региона.

Как и другие регионы России, мы столкнулись с типичными проблемами внедрения интеллектуальных транспортных систем – отсутствием единой базы данных оборудования, высокими затратами на обслуживание и непредвиденный ремонт периферийного оборудования ИТС, с нехваткой квалифицированных кадров. Что касается самих объектов ИТС, то их состояние постоянно мониторится, вовремя ремонтируется и при необходимости заменяется ответственными службами. Специфические проблемы нашей махачкалинской ИТС – временные отключения электроснабжения и скачки напряжения в сети, частый обрыв кабелей связей на светофорных объектах.

– Внедрение и дальнейшая эксплуатация ИТС потребуют участия квалифицированных и подготовленных специалистов. Достаточно ли их в республике? Потребуется ли приглашать в Дагестан кадры из других регионов?

– Да, одна из сложностей полноценного внедрения ИТС – отсутствие специалистов, которые могли бы выявлять и решать проблемы с транспортным планированием и организацией дорожного движения, эксплуатацией ИТС и инфраструктурой всего транспортного комплекса. Очень важный специалист в работе ИТС – оператор. Он должен знать весь функционал ИТС, обладать высокой квалификацией в этой сфере. Дефицит таких специалистов наблюдается во всей России, поэтому пока мы видим выход в том, чтобы привлекать к нам транспортных инженеров с богатым опытом различных комплексных проектов в городах с развитой транспортной инфраструктурой. И конечно, готовить свои кадры.

– Оцените, пожалуйста, «Хакатон-2023», который недавно прошел в Махачкале. Какие идеи и решения Вы бы отметили? Как планируете удерживать растущих IT-специалистов в регионе и как можно привлечь к себе специалистов из других субъектов России?

– Дагестанский хакатон для IT-специалистов – это как раз часть нашего пути по воспитанию профессионалов цифровой сферы у нас в регионе. Это мероприятие дает возможность IT-специалистам расширить свои знания, узнать новые технологии и подключиться к интересным проектам. Кроме того, скоро в Махачкале появится бесплатная школа программирования от Сбера, соответствующее соглашение подписали Глава региона Сергей Меликов и председатель Правления Сбербанка России Герман Греф на ПМЭФ-2023. Кампус «Школы 21» предоставит возможность жителям Дагестана в возрасте от 18 лет пройти отборочные этапы и бесплатно получить востребованную профессию в сфере IT. У этого проекта несколько задач: с одной стороны – обеспечить республику высококвалифицированными IT-специалистами; с другой – дать шанс талантливым и целеустремленным молодым людям нашей республики бесплатно получить одну из самых востребованных профессий.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела