"

Жалобы на проблемы в системах образования и здравоохранения носят системный характер – омбудсмен Дагестана

Фото:
2550
5 минут
МАХАЧКАЛА, 25 января – РИА «Дагестан». Сегодня в рамках шестнадцатой сессии Народного Собрания с докладом о деятельности Уполномоченного по правам человека Дагестана в 2017 году выступила Уммупазиль Омарова. В ее выступлении были представлены результаты анализа проблем, существующих в сфере соблюдения прав человека в республике, а также предложены рекомендации по их разрешению.

Она сообщила, что большинство обращений дагестанцев связано с соблюдением социальных прав граждан – 63%, из них значительную долю жалоб составили нарушения жилищных прав пенсионеров, инвалидов и малоимущих.

Однако, отметила Омарова, этой сфере в Дагестане уделяется достаточно внимания – впервые за последние годы в республиканском бюджете на 2018 год заложены 22 млн рублей на исполнение судебных решений по реализации жилищных прав инвалидов, страдающих хроническим заболеванием, при которых совместное проживание с ними невозможно: «В этой связи мы предлагаем рассмотреть опыт некоторых субъектов России по созданию специальных групп, куда войдут представители не только муниципалитета и регионального Правительства, но и сами граждане – переселенцы из ветхого жилья».

Продолжая тему о жилищных проблемах дагестанцев, Уммупазиль Омарова сообщила, что в 2017 году план по обеспечению жильем детей-сирот в республике был выполнен (322 человека). Однако темпы обеспечения детей-сирот жильем не соответствуют росту их численности, которое ежегодно увеличивается, в среднем, на 300 человек. По словам Омаровой, на сегодняшний день на учете нуждающихся в обеспечении жильем состоят более 3 тысяч 700 детей.

«В то же время имеют место случаи ненадлежащего исполнения социальными учреждениями своих обязанностей по поставке детей-сирот на жилищный учет. Конечно, во многих случаях обеспечение прав и свобод в социальной сфере требует значительных ресурсов. Здесь стоит отметить решение Президента страны Владимира Путина, принятое по итогам его рабочей встречи с врио Главы Дагестана Владимиром Васильевым о выделении 3,2 млрд рублей для погашения долга по зарплате перед жителями региона. Главное, чтобы все эти средства дошли до граждан – для многих из них это единственный источник дохода», – подчеркнула она.

По мнению омбудсмена, в республике остаются незамеченными проблемы беднейших слоев населения. В этой связи Омарова предложила Правительству Дагестана рассмотреть вопрос о проведении анализа структуры малоимущего населения, особенно тех граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума в 2 и более раза: «Необходимо найти возможности для оказания таким гражданам дополнительной помощи из внебюджетных источников – это могут быть представители бизнес-сообщества, благотворительные организации и так далее».

Другая проблемная сфера – оказание качественных коммунальных услуг населению Дагестана. Уммупазиль Омарова отметила, что дагестанцы часто жалуются на перебои с водой, отключение электроэнергии, низкое напряжение в электросетях, необоснованное начисление задолженности по оплате коммунальных платежей: «В 2017 году число таких обращений выросло в два раза. При этом, судя по поступившим жалобам на “горячую линию” омбудсмена, многие дагестанцы не понимают, как формируется величина тех или иных коммунальных платежей».

Затронула Омарова и проблемы строительной сферы. Как показывает анализ поступающих обращений и публикаций в СМИ на эту тему, зачастую строительство новых зданий происходит без учета уже сложившейся застройки в том или ином квартале. «Все это происходит при отсутствии необходимых разрешительных документов, с нарушением норм сейсмологической безопасности, вырубкой зеленых насаждений. Нередки случаи, когда граждане готовы участвовать в формировании комфортной городской среды, но местные органы власти самоустраняются от них – отсутствует обратная связь. Кроме того, в 2017 году Минстроем России на базе практического опыта Республики Татарстан и города Москвы была разработана целевая модель по проведению общественных слушаний программ формирования комфортной городской среды и конкретных проектов благоустройства – с 2018 года документ стал обязательным для выполнения», – рассказала она.

Уполномоченный по правам человека в Дагестане акцентировала внимание на том, что системный характер имеют жалобы от дагестанцев на проблемы в сферах здравоохранения и образования. Так, ежегодно поступают жалобы на проблемы с выдачей льготных лекарств, доступностью бесплатной медпомощи в отдаленных районах Дагестана, отсутствием так называемых узких специалистов и так далее.

«Граждане жалуются, что в медучреждениях искусственно создаются случаи дефицита, когда люди, нуждающиеся в определенных видах исследования, вынуждены ждать их проведения месяцами. В то же время за отдельную плату такие исследования проводятся в оперативном порядке. Полагаю, что проблема соотношения оказания платных и бесплатных медицинских услуг в регионе требует рассмотрения на правительственном уровне.

Отдельного внимания требуют и вопросы обеспечения питанием беременных женщин и кормящих матерей – порядок осуществления такого права должен устанавливаться Правительством, в республике с 2012 года принят соответствующий закон, однако необходимый порядок до сих пор не разработан», – рассказала Омарова.

Среди системных проблем в сфере образования она назвала, основываясь на данных анализа обращений, расширение доступности образования, улучшение его качества на всех ступенях и так далее. Кроме того, отметила омбудсмен, учитывая удаленность и транспортную труднодоступность ряда населенных пунктов, в Дагестане сохраняет актуальность проблема малокомплектных школ, многие учреждения испытывают нехватку в школьных автобусах: «Несмотря на то, что в регионе несколько лет функционирует электронная очередь в детские сады, до конца этот проект не реализован. Помимо этого, не сформирована единая очередь по региону, нет прозрачности в составлении списков очередников».

Говоря о проблеме в сфере защиты личных гражданских прав и свобод граждан в Дагестане, Омарова подчеркнула, что в этой сфере не уменьшается число жалоб на действия некоторых сотрудников правоохранительных органов. В прошлом году таких обращений поступило около 150. «Заявители сталкиваются с формализмом, некомпетентностью сотрудников правоохранительных органов при рассмотрении обращений, а также с волокитой в организации проверок. Особенно остро граждане воспринимают это в случаях, связанных с применением незаконных методов ведения следствия – за год к нам поступило около 20 таких жалоб. Также заявители нередко указывают в заявлениях факты недопуска адвоката к задержанным», – рассказала омбудсмен.

Завершая выступление, Уммупазиль Омарова подчеркнула, что все поднятые вопросы должны восприниматься органами власти «не как желание сконцентрировать внимание на каких-то недочетах и ошибках, а как рекомендации для улучшения ситуации в сфере обеспечения прав граждан». «Реагирование представителей органов власти на эти вопросы позволит найти эффективные пути решения каждой конкретной проблемы», – заключила она.

Новости раздела