Реклама новых услуг, акций, скидок, которую не заказывали, поступает в виде СМС-рассылки многим пользователям. Преследуя цель – продвижение своих товаров и услуг, многие предприниматели и не задумываются над тем, что нарушают закон.
Как избежать нежелательной СМСрекламы? Чтобы в этом разобраться, необходимо понять, какие нормативные правовые акты регулируют данную сферу.
Согласно информации территориального Управления ФАС по Дагестану, данное направление регулирует статья 18 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 1 этой статьи, распространение рекламы через СМС-оповещение допустимо только при условии, что рассылка осуществляется по предварительному согласию абонента. Если не доказано, что такое согласие было получено, ответственность за нарушение законодательства несет тот, кто распространяет рекламу. С жалобами на навязчивую рекламу следует обращаться в территориальный орган ФАС России.
Как рассказала корреспонденту РИА «Дагестан» заместитель руководителя УФАС Дагестана Джамиля Халлаева, в 2015 году в надзорный орган поступило 18 жалоб от граждан на назойливые спам-сообщения.
«По трем из полученных обращений были заведены административные дела. Кроме того, хотелось бы отметить, что для тех, кто пользуется таким видом рекламы, предусмотрено наказание в виде штрафа», – отметил собеседник.
Административный штраф предусмотрен в размере от двух до пятисот тысяч рублей. Кроме того, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Одним из ярких примеров в истории борьбы с таким видом рекламы можно отметить принятое в 2014 году постановление о наложении штрафа на компанию ОАО «МТС» в размере 100 тысяч рублей. Обращение недовольного гражданина и послужило поводом для реагирования антимонопольного органа. В последующем Арбитражный суд республики подтвердил законность наложения штрафа УФАС Дагестана на оператора мобильной связи.
Отметим также, что при поддержке ФАС России в 2014 году в Федеральный закон «О связи» были внесены важные изменения – у операторов связи появилась законная возможность применять антиспамплатформы по заявлениям абонентов. Это означает, что абонент вправе обратиться к своему оператору с требованием прекратить передачу на его телефон СМС-сообщений с указанием номеров или кодов идентификации, от которых он отказывается. Важно, что эта услуга предоставляется бесплатно.
В антимонопольном ведомстве подчеркнули, что введение таких норм позволило минимизировать количество спамсообщений, а также значительно упростило работу по выявлению рекламораспространителя, виновного в незаконной рассылке. Теперь антимонопольному органу больше не нужно выявлять всю цепочку спамеров.
Чтобы не стать постоянным получателем нежелательной рекламы, есть простые советы. Например, надо быть более внимательным при заполнении анкет в магазинах и различных салонах услуг. Если в документе есть пункт о согласии на получение рекламы, а она вас не интересует, нужно письменно обозначить свой отказ. Если нет согласия абонента или адресата, такая реклама незаконна.
Необходимо помнить, что при оплате услуг мобильной связи в большинстве терминалов абонент, согласно условиям оказания услуг, размещенным в разделе «Информация», автоматически дает согласие на обработку своих персональных данных и на их использование для рассылки СМСрекламы. Если вам такая реклама неинтересна, используйте другие способы осуществления платежей.