"

Проблемы изучения русского языка в дагестанских школах обсудили на конференции в Махачкале

Фото:
1178
3 минуты
Всероссийская научно-практическая конференция «Взаимодействие языков и культур при изучении русского языка как неродного: опыт и перспективы» стартовала 7 ноября в Национальной библиотеке им. Расула Гамзатова в Махачкале.

Участие в конференции принимают учителя русского и дагестанских языков, представители различных образовательных учреждений, студенты. Образовательное мероприятие продлится два дня.

Конференция начала работу с пленарного заседания. С докладом «Взаимодействие русского и дагестанских языков: опыт и перспективы» выступил директор Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН Магомед Магомедов. Он подчеркнул, что Дагестан – это уникальный район, где сосредоточено большое количество языков. «По данным ученых, официально в республике 32 языка. Из них 14 письменных и 18 бесписьменных.  В разные периоды истории наши народы пользовались различным письмом. В V веке существовало государство Кавказская Албания со своей письменностью. В средние века на Кавказ проникла исламская религия, вместе с ней и арабская письменность.  Начиная с XVII века, дагестанцы на базе арабской графики создали свою письменность “Аджам”. Это был язык, который широко функционировал и пользовался поддержкой в народе.

В исторической литературе встречаются сведения о том, что народы Дагестана до Великой Октябрьской революции были безграмотными. Но такое заявление не соответствует действительности. Выдающийся советский востоковед Клечковский писал, что по количеству образованных людей Дагестан превосходит многие развитые европейские страны. После образования Советского Союза коренным образом изменились ситуация в Дагестане. Объединяющим стал русский язык. Это язык имеет огромное значение для судеб народов республики. Благодаря ему мы приобщились к мировой культуре», – рассказал Магомедов.

Помимо этого, он напомнил, что на протяжении веков в республике не было единого языка. «На юге дагестанцы пользовались азербайджанским языком, в равнинной части Дагестана – кумыкским, а в северной и горной – арабским. Надо отметить, что дагестанцы испокон веков были полиглотами. Для торговли, учебы и развития была необходимость изучать языки соседей. Так дагестанцы изучали 3-4 языка», – поделился докладчик.

Также по его словам в регионе на данный момент сложилась сложная ситуация с языковой политикой. «В Дагестане выработался местный русский язык, который в корне отличается от литературного. Особенно это проявляется среди молодежи. В этом плане ситуация у нас сложнее, чем в соседних мононациональных республиках. Необходимо принять меры для сохранения национальных языков. Ситуация может измениться только с появлением работающего закона о языках народов Дагестана», – заявил Магомедов.

Далее с докладом «Инновационные и традиционные методы и приемы преподавания русского языка как родного и неродного» выступила заместитель директора по научно-методической работе столичной гимназии №38 Светлана Новодворская. Она отметила, что планировать учебный процесс необходимо с учетом вовлечения в процесс обучения школьников всех национальностей.

«Улучшению качества обучения русскому языку способствуют эффективные современные образовательные технологии, к числу которых можно отнести технологии работы в группах. Эта технология обучения позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, для которых русский язык – родной, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. В условиях обучения учащихся, по-разному владеющих русским языком, необходимость использования таких форм обучения имеет важное место. Они значительно увеличивают объем речевой деятельности на уроках. Работа в парах помогает исправлять речевые ошибки учеников», – поделилась замдиректора.

Она подчеркнула, что интерес к изучению русского языка у всех детей в равной мере повышают и дидактические игры: наглядные, словесные и ролевые. «С помощью таких игр расширяется словарный запас учащихся. Овладение русской речью в школе – это не столько усвоение готовых фраз и выражений, произнесение заученных текстов, сколько умение применять языковой материал на практике, при живом общении. Практическое овладение русским языком как средством общения и средством познания является одним из главных условий качественного изучения русского языка», – сказала Светлана Новодворская.

В рамках мероприятия состоялись выступления и других докладчиков. Отметим, что Всероссийская конференция продолжится работой круглого стола и мастер-классом.
Завтра участники конференции отправятся на экскурсию в Дербент.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела