"

Мадина Амирханова: «Воспоминания дагестанцев – детей войны могут помочь в освещении социальной жизни дагестанского села военных лет»

Фото:
3912
4 минуты
Старший научный  сотрудник Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН Мадина Амирханова уверена, что воспоминания дагестанцев – детей войны представляют немалый интерес для освещения социальной жизни дагестанского села военных лет. По их воспоминаниям она провела исследование о
социально-культурной жизни селян Дагестана в 1941-1945 годах.

В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» она отметила, что авторы воспоминаний – представители относительно разных возрастов, национальностей, профессий и т.д. И восприятие событий тех лет у каждого свое.

«В первые же дни войны тысячи дагестанцев обратились в военкоматы с просьбой зачислить их в ряды Красной Армии и отправить на фронт. К исходу пятого дня войны число добровольцев превысило 3,5 тыс. В этой связи Юнус Гарунов вспоминает: “В нашем селении молодые мужчины готовились пойти в армию… Сельчане уходили в армию на собственных лошадях и в полном обмундировании. Играла музыка. Проводы были радостными. Лица были веселые. Уходили ведь защищать Родину…”.

На смену ушедшим на фронт вставали женщины, старики, подростки, которые, несмотря на неимоверные трудности, не только выполняли, но и перекрывали нормы выработки в сельском хозяйстве, всюду, где нужны были рабочие руки. Тамара Умаханова вспоминает: “Жизнь в селе была тяжелая… Взрослые все трудились: кто на полях, кто на ферме, почти все отбирали в качестве налога: зерно, сыр, масло, молоко. Многих женщин и пожилых мужчин отправляли на рытье окопов”.

Мисай Алиханова отмечает, что “в годы войны особо трудно было женщинам, у которых были репрессированы мужья. Мой отец, Магомед Мутаилов, был репрессирован 1937 г. На руках матери без попечения отца остались двое малолетних дочерей: я в возрасте двух лет и покойная сестра четырех лет. Когда репрессировали отца, было конфисковано имущество. Мою мать как жену «врага народа» заставляли вместе с мужчинами выполнять непосильную для женщин работу. Кроме того, с нее в двойном размере брали и яйца, и масло, и мясо государству. А мы, дети, росли, недоедая, и без приличной одежды”», – рассказала Амирханова.

Она также отметила, что труженики сельского хозяйства перед лицом смертельной опасности, нависшей над страной, преодолевали все трудности, шли на жертвы и лишения и, прилагая все усилия, самоотверженно боролись за увеличение  производства хлеба, животноводческой продукции, сырья, оказывали огромную помощь Красной Армии.

Весомым был добровольный вклад населения в Фонд обороны. Юнус Гарунов пишет, что “люди стойко выносили все тяготы войны, трудились не покладая рук. Помогали, чем могли армии. Собирали деньги и драгоценности, теплые вещи”. Сулейман Ахмедов вспоминает, как во время войны они собирали и сдавали в помощь фронту старую медную посуду, стеклянные бутылки, наши матери и сестры вязали носки и шарфы для солдат. У кого были деньги, украшения их тоже отдавали.

«Таким образом, к 25 марта 1942 года колхозники республики внесли в фонд обороны 3 тыс. 656 тонн зерна, 3 тыс. 669 ц. мяса, 1 тыс. 797 сливочного масла, 6 тыс. 906 кг. шерсти. Было сдано облигаций госзаймов на 12750 тыс. руб. и более чем на 100 тыс. руб. ценностей, а также много золота и серебра», – сообщила Амирханова.

Было также отмечено, что культурная жизнь республики, в том числе села, также претерпела серьезные изменения в годы войны. «Учреждения культуры значительно усилили внимание к вопросам политической агитации, пропаганды. Силами самодеятельных профессиональных коллективов устраивались концерты, ставились пьесы на антифашистские темы и т.д. Трудно переоценить роль советской печати, радио в годы войны. Газета доносила до горцев на их языке правду о событиях на фронтах войны, о жизни населения в тылу.

Авторы по-разному оценивали роль газет, радио в их жизни в военные годы. Так, Магомед Магомедов отмечает, что читал газеты “Знамя Ленина”, “Дагестанская правда”, “Пионерская газета”. В его родном селении Кудану Дахадаевского района в то время “работало радио, – пишет он, – но у меня его не было из-за отсутствия денег”.

Тамара Умаханова из селения Тулизма Лакского района пишет, что у них не было радио, о новостях узнавали от почтальона из райцентра», – рассказала научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН.

Она также отметила, что, несмотря на тяжелые условия военного времени, республиканские органы здравоохранения уделяли внимание улучшению работы сельских медицинских учреждений. «В 1944 году в 55 сельских больницах Дагестана насчитывалось 1 тыс. 44 койки. В медицинских учреждениях на селе работало 128 врачей и 525 медицинских работников.

В то же время большинство авторов воспоминаний отмечают, что их в селе не было ни медпункта, ни больницы. Так, Хажи Исмаилов из селения Бакни Дахадаевского района вспоминает, что медпункта в селе не было, он появился в 60-х годах. О госпитале не может быть и речи.

Таким образом, из этих воспоминаний живых очевидцев тех событий видно, что в условиях войны дагестанское село, его население, как и вся страна, преодолели огромные трудности, вызванные сокращением материально-технической базы сельского хозяйства, уходом на фронт трудоспособного мужского населения, массовыми мобилизациями на оборонительные работы и т.д.», – заключила собеседница.

Новости раздела