"

Укрепление фундамента публичной власти

Фото:
6915
14 минут

Эпоха перемен

Существует старое и известное многим китайское проклятие: «Чтоб ты жил в эпоху перемен!». Но немногие знают о продолжении проклятия, уточняющего, что речь идет о времени, когда меняются имена (понятия). Еще недавно такие понятия, как «администрация села», «глава администрации», «мэр города» (взамен исполкома, сельсовета, первого секретаря горкома и т.д.), были чужими для нашего слуха. Сегодня к этим понятиям уже привыкли.

Это означает, что эпоха перемен (в ее «проклятом» варианте) нами уже пройдена. Однако многие по привычке продолжают жить в прежнем режиме. Погружаясь в «виртуальный» мир, мы не замечаем, как реальная жизнь становится малозначительной; выживание становится смыслом жизни, что приводит к обесценению самой жизни.

Вспомним еще одно изречение известного китайского политика Дэна Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила». Неважно, что на смену «сельсовету» пришел «глава администрации», важно, чтобы органы публичной власти решали повседневные проблемы жизнеустройства людей по месту их жительства.

Сегодня, некоторые власть имущие ведут себя так, как временщики, стараясь максимально «адаптировать» должность в своих целях. Подобное поведение рождает у граждан неуверенность в завтрашнем дне. Известная работа французского публициста Мориса Жоли «Разговор в аду между Макиавелли и Монтескье» проливает свет на задуманный Западом сценарий навязывания обществу чувства неопределенности и нестабильности. Понятно, что при подготовке развала «советской империи» методы Макиавелли оказались востребованными, но в современной России эти методы уже начинают давать сбой. Люди начинают адекватно осознавать происходящие перемены.

Возрождение и сопротивление

В настоящее время идет процесс возрождения России; параллельно ведется очищение и обновление Дагестана. Не всем это нравится, но если мы не вернем стране статус великой державы, Россия может оказаться на обочине истории. Запад уже не скрывает своих планов, противостояние с Россией переходит в открытую фазу. Любые наши шаги в сторону укрепления России будут натыкаться на яростное сопротивление не только внешних противников, но и некоторых сограждан, которые могут быть вовлечены в войну против своей страны, против своего народа.

Меняются правила ведения войны, стирается грань между добром и злом. Принятие верных решений становится архисложным делом, что иллюстрирует ситуация на Украине, где Януковичу не удалось справиться с подобной задачей. Тот, кто принимает решение в условиях неопределенности, оказывается открытой мишенью для сограждан, а выстрел в спину становится обычным делом.

Новый порядок

Принятый на последней сессии Народного Собрания закон Республики Дагестан утверждает новый порядок формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований республики. Закон принят депутатами единогласно, но при этом раздаются отдельные голоса псевдодемократов об ущемлении демократии, а в действиях Главы Дагестана ищут «черную кошку». Это тот случай, когда камень, брошенный в сторону Главы республики, направлен против федерального законодателя. Ситуация в стране и вокруг нее такова, что «камни» нужно «бросать» крайне осторожно, ибо все вокруг стало хрупким и зыбким.

Излишне говорить, что предлагаемый порядок полностью соответствует федеральному законодательству. Нормы федеральных законов в указанной сфере никто не оспаривает, потому что они безупречны с точки зрения их соответствия нормам Конституции Российской Федерации. В рамках Конституции и федерального законодательства субъектам России предоставлено право выбора формы организации местной власти в регионе. Было бы опрометчиво не воспользоваться этой возможностью в целях выстраивания в республике более эффективной модели местного самоуправления.

Ахиллесова пята

Сегодня всеобщее внимание во многом сфокусировано на взаимоотношениях Главы Дагестана и руководителей муниципальных образований. Понятно, что это звено является «ахиллесовой пятой» современной власти в России в целом, а не только в Дагестане. Это уязвимое место стало препятствием к выстраиванию системного управления страной, заставляет руководство страны прибегать к методам «ручного» управления, что крайне неэффективно в условиях быстро развивающегося мира.

Не секрет, что Конституция России 1993 года написана «под диктовку» лучших специалистов США по демократии. Думаю, что сегодня американцы жалеют о том, что так явно приложили руку к «демократизации» нашей страны. Нужно признать, что Конституцию нам подарили идеальную с точки зрения демократии. В этих условиях Россию невозможно упрекать в отходе от демократии. Как это можно делать, находясь в рамках самой демократичной Конституции в мире? Поэтому Президент В. Путин неоднократно подчеркивает, что к тексту Основного Закона России нужно относиться крайне бережно.

Всеобщие выборы не являются эталоном демократии. В странах Большой семерки (G7) только во Франции глава государства избирается путем всеобщего голосования. В мире до сих пор успешно функционируют монархии, в том числе абсолютные. У нас же Президента страны выбирают всенародно, поэтому за демократию в России мировому сообществу можно не переживать: когда все государства страны перейдут к системе всеобщих выборов первого лица, можно будет подумать и о дальнейшем совершенствовании российской демократии.

Вертикаль власти

Чем же Западу не нравится наша демократия? При той модели, которая нам навязывается (сплошные прямые выборы исполнительных органов от главы села до главы государства), мы должны были давно развалиться. Однако, вопреки ожиданиям США, Россия не разваливается, а возрождается.

Что стало тому причиной? Неужели система управления, при которой глава села не подчиняется главе района, глава района не подчиняется главе региона, а глава региона не подчиняется Президенту России? Эта система в чистом виде ведет к потере управляемости в стране.

Причиной возрождения России стали усилия В. Путина по укреплению вертикали власти на уровне регионов. Хотя и здесь мы пошли на уступки американцам и начали выдумывать сложные конструкции выборов глав регионов вместо включения на полную мощь принципа единой системы исполнительной власти, как это предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Южный форпост России

Сегодня настало время укрепления вертикали власти и на уровне муниципальных образований. Это сложная задача, если учитывать, что по Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Решение задачи должно было быть найдено строго в конституционных рамках, иначе была опасность массированной информационной (и не только) атаки Запада. Такая формула на федеральном уровне определена, теперь очередь за регионами, которым делегировано право выбора модели местной власти.

Еще недавно вся публичная власть в Дагестане была поделена между несколькими главами муниципальных образований; в таких условиях переформатирование местной власти было бы затруднительным. Сегодня ситуация другая: Глава республики сумел восстановить управляемость. Южный форпост России приобретает все более устойчивые черты, но в целом по стране взаимоотношения региональной и муниципальной властей остаются недостаточно урегулированными.

Многие считают, что глав муниципальных образований нужно назначать, а не выбирать, ибо таким способом можно укрепить вертикаль власти. Тут не все так просто с точки зрения существующих норм международного права. В свое время мы недооценили значение этого «вооружения», которое теперь всецело оказалось в руках США. При всем желании изолироваться от мира невозможно, посему нужно считаться с общепризнанными принципами и нормами.

Народ и депутаты

Окунаясь в международное право, нельзя терять голову. Мы до сих пор продолжаем «спотыкаться» о некое ложное представление, что депутаты будто бы не выражают мнения народа. В свое время вопрос избрания Главы Дагестана обсуждался депутатами Народного Собрания, и тогда тоже некоторые говорили, что нужны прямые выборы, а не парламентские.

Что за народ у нас, который не в состоянии выбрать достойных депутатов республиканского, районного, сельского масштаба? Чтобы совсем не обижать народ, предлагаю признать хотя бы то, что наши люди в состоянии сделать правильный выбор депутатов на уровне села. Эту планку я смело поднимаю до республиканского уровня, хотя не все готовы уважительно относиться к своему народу.

Обычно корни питают ствол дерева, на стволе растут ветки, а на ветках – плоды. Вы где-нибудь видели дерево, у которого и ствол, и ветки, и плоды растут непосредственно из корней? Всеобщие выборы разных уровней исполнительной власти (не представительной) напоминают бесплодное дерево.

Фундамент публичной власти

Кому сегодня нужны сельские депутаты, какие вопросы они решают? Вопросы риторические. Такая же плачевная ситуация наблюдается и на уровне районных депутатов, хотя здесь она чуть лучше. Если быть честными, на уровне муниципального района все властные полномочия принадлежат главе муниципального образования. При этом главой района теоретически может стать человек со случайным образованием и без опыта управленческой работы. И весь район может оказаться в руках подобных персон, никакие «противовесы» при этом не предусмотрены.

Главу Дагестана упрекают в том, что он хочет видеть в муниципалитетах своих ставленников. Что сегодня мешает ему это сделать? Почему бы не оставлять районные Собрания депутатов в сегодняшнем безжизненном состоянии, чтобы завтра они проголосовали так, как им скажут?

Зачем Главе республики укреплять муниципальный уровень власти? Зачем нужно усиливать депутатский корпус на селе? Зачем приглашать в район самых активных депутатов (понятно же, что будет настоящая борьба за депутатские места)? Почему руководитель Дагестана ворошит это «осиное гнездо» вместо того, чтобы спокойно продвигать везде своих людей?

Обновление и очищение

Сегодня идет обновление и очищение власти. На уровне государственных органов этот процесс достаточно активен (вопрос решается изданием указа, подписанием приказа). На муниципальном же уровне дело обстоит сложнее: очищение власти может произойти только в том случае, когда за это возьмется народ.

Государство дает сигнал обществу о том, что пришло время избавляться от случайных людей во власти, народу нужно внимательнее присматриваться к тем, кому доверяется власть на местах. И начинать это нужно с фундамента публичной власти – уровня сельских поселений.

Нужно поднять роль и статус сельских депутатов. Сельскими депутатами должны стать самые чистые и честные люди. Это приведет к дальнейшему очищению власти на уровне муниципального района. Скажу: выберите себе достойных депутатов на уровне села – от этого зависит весь дальнейший процесс обновления и очищения власти в республике. И это вовсе не «продавливание» власти сверху вниз. Речь идет о возрождении истинной власти народа, а не мнимой. Униженный народ не может созидать. Для созидания нужно воспрянуть духом, именно к этому призывает и Р. Абдулатипов. Это исторический шанс для дагестанского народа, упускать его было бы непростительным грехом перед будущим Дагестана.

Строим свое будущее

Что мешает нам выбрать достойных депутатов на уровне села? Что мешает смотреть на каждого кандидата с точки зрения его способности возглавлять село? Зачем доверять мандат сельского депутата демагогу, который потенциально не способен стать главой села? Если мы заранее знаем, что главой села может стать только депутат, то автоматически поднимается статус самого сельского депутата.

Могут спросить: а разве эта схема не действовала до сих пор? Что здесь нового? Схема старая, новшество в том, что она внедряется повсеместно – такое право федеральным законом предоставлено парламенту республики (раньше оно принадлежало муниципальному образованию).

Кардинальные изменения происходят на уровне муниципального района: новый закон Республики Дагестан определяет не только способ выбора главы муниципального района представительным органом, но и устанавливает порядок формирования самого представительного органа.

Следующий вопрос: отменяются ли всеобщие выборы представительного органа муниципального района? Выборы становятся двухэтапными, ни один человек не сможет войти в состав муниципального представительного органа, избежав процедуры всеобщих выборов на уровне села. Происходит совмещение выборов сельских и районных депутатов. Избранный на всеобщих выборах сельский депутат автоматически получает шанс стать депутатом районного Собрания. Отсюда вывод: не голосуй за сельского депутата, если не считаешь его достойным стать депутатом районного Собрания.

Отменяются ли всеобщие выборы главы муниципального района? Выборы главы района становятся трехэтапными. Никто не сможет возглавить район, минуя всеобщие выборы на уровне села. Происходит совмещение выборов сельского депутата и главы муниципального района. Избранный на всеобщих выборах сельский депутат получает шанс стать главой района.

На втором этапе выборов сужается круг потенциальных кандидатов на должность главы муниципального района до определенного количества депутатов районного Собрания. На третьем этапе избранные на всеобщих выборах и прошедшие через сито сельских собраний депутаты районного Собрания (куда входят и главы сельских поселений) из своего состава избирают главу района.

Все это я описываю так подробно в надежде на то, что читатель хотя бы с третьего раза догадается, что речь идет о хваленой американской системе выборщиков, в демократичности которой никто не смеет сомневаться. Просто американское «шоу» из-за его помпезности нам кажется триумфом демократии, а то же самое действие, но в другом формате, кому-то кажется ущемлением демократических норм.

Подчеркну, уровень демократии на выборах главы муниципального района Дагестана обеспечивается так же, как и во время выборов Президента США. Это соотношение кажется вполне достаточным, чтобы говорить о демократичности предлагаемого варианта выборов главы района. Не нужно превращать муниципальный район Дагестана в суверенное государство. Суверен у нас один – многонациональный народ Российской Федерации.

Разделение властей

Разделение властей – штука интересная. Можно ли изготовить четыре отдельных искусственных клапана сердца? Можно, только управляться они должны из единого центра. Эта аналогия применима и к принципу разделения властей. Здесь мы не станем затрагивать эту тему, только скажем, что принцип разделения властей не распространяется на местное самоуправление.

Классическое местное самоуправление – это советы (собрания) с подотчетными им исполнительными органами (Европейская хартия о местном самоуправлении). Отметим, что судебная власть на уровне местного самоуправления не предусмотрена. Вхождение главы села в состав представительного органа муниципального района можно рассматривать не только с точки зрения принципа разделения властей (который не имеет отношения к местному самоуправлению), но и с точки зрения эффективности решения вопросов местного значения.

Глава села – не самый удобный человек в представительном органе района, когда речь идет о рассмотрении и принятии бюджета муниципального района. При распределении бюджета сложнее станет отдавать предпочтение отдельным поселениям без достаточных на то оснований. В целом в таком формате представительного органа обсуждение вопросов будет более продуктивным, соответственно, возрастут требования к уровню профессиональной подготовки муниципальных руководителей, особенно главы местной администрации.

Сторонникам разделения властей на местном уровне напомним, что в соответствии с федеральным законом на поселенческом уровне допускается совмещение должностей главы муниципального образования, главы местной администрации и председателя сельского Собрания депутатов, и это не считается ущемлением демократии и нарушением принципа самостоятельности местного самоуправления.

Добавим к этому, что дагестанцы с пониманием относятся к институту прямой демократии, однако на генетическом уровне помнят, что в исламе отсутствует процедура всеобщего голосования, а есть система советов (шура). Там, где законодательство предусматривает выбор между прямой и представительской демократией, следует помнить и об этом факторе.

Государство и самоуправление

Во всех этих избирательных процессах на муниципальном уровне вы заметили какое-либо участие органов государственной власти? Его нет, ибо органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие государства появляется только при формировании конкурсной комиссии для подбора кандидатур для назначения на должность главы местной администрации. Это связано с тем, что глава администрации отвечает не только за решение местных вопросов, но и за реализацию переданных государственных полномочий, за которыми сохраняется государственный контроль. При этом главу местной администрации также назначает представительный орган муниципального образования из кандидатур, представленных конкурсной комиссией.

Кто-то скажет, что государство пытается таким образом косвенно контролировать финансы и имущество муниципального образования. Однако государство больше не намерено терпеть воровство муниципального имущества и бюджетных средств, даже если это происходит под прикрытием всеобщего избирательного права и ложно истолкованного народовластия.

То, что мы пытаемся сейчас переформатировать, есть фундамент публичной власти, основа всего общества, делается это в рамках демократического выбора развития страны. А очевидные промахи, связанные с устройством публичной власти, нужно оперативно устранять без оглядки на западных политтехнологов, строго соблюдая при этом нормы и принципы Конституции России.

Глава Дагестана мог бы формировать свою команду в тиши кабинета, но он призывает всех нас быть соучастниками процесса очищения и обновления. Фундамент общественного устройства редко «трогают», и в такие моменты нельзя оставаться равнодушными к судьбе республики. Пришло время единения. Будем надеяться на наш общий успех. 

Новости раздела