"

«Новый терминал Махачкалинского аэропорта – это вклад в улучшение транспортной инфраструктуры всего Северо-Кавказского макрорегиона», – Набиюла Гичиев

Фото:
1450
4 минуты

МАХАЧКАЛА, 19 августа – РИА «Дагестан». Заведующий отделом «Теории и методологии регионального развития» Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН Набиюла Гичиев в беседе с корреспондентом информагентства прокомментировал открытие нового терминала международных воздушных линий в аэропорту Махачкалы имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

Он отметил, что расширение рынка третичного сектора экономики – авиационных перевозок связывается с ростом экономической активности, улучшением социальных условий жизни и мобильности населения, развитием индустрии туризма, увеличением уровня доступности воздушного транспорта для бизнес-проектов.

«Стратегия социально-экономического развития проблемного региона, испытывающего хроническую бюджетную зависимость от федеральных трансфертов, запаздывающего в своем технологическом развитии из-за отсутствия необходимых инвестиционных ресурсов для полномасштабной модернизации экономики, вынуждена в ближайшей перспективе фокусироваться на мерах по стимулированию некапиталоемкого роста, тяготеющего к третичному сектору (услуг) экономики с высокой добавленной стоимостью производимой продукции», – подчеркнул Гичиев.

Эксперт заметил, что в этом аспекте, введение в эксплуатацию нового международного терминала Махачкалинского аэропорта является существенным вкладом в улучшение транспортной инфраструктуры не только Дагестана, но и всего Северо-Кавказского макрорегиона, повышающим его инвестиционную привлекательность и деловую репутацию, которые в свою очередь, раскрывают в рамках Каспийского логистического хаба потенциал выгодного геоэкономического положения региона на стыке международных транспортных коридоров.

«При рассмотрении данного вопроса возникает необходимость преодоления критики по поводу обоснованности строительства международного терминала и альтернативных точек зрения по развитию авиаперевозок в условиях пандемии COVID-19.

В этой связи рассмотрим сначала отдельные негативные логистические тенденции в условиях пандемии. Сегодня из-за локдаунов наблюдается катастрофическое падение уровня грузопотока и, в первую очередь, авиационных перевозок в мировом и локальных масштабах. Причины очевидны: закрытие границ стран, торговых точек, рост курса доллара, изоляция населения, снижение спроса и покупательной способности. Так, по оценкам российской независимой инвестиционной компании InfraOne, почти половина потерь инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии – это потери транспортной отрасли. При этом в наибольшей степени пострадали авиакомпании и аэропорты по линии международных авиаперевозок», – сказал он.

По мнению Набиюлы Гичиева, одной из сфер, которая могла бы уже сейчас выступить в качестве локомотива экономического роста Дагестана, является сфера авиаперевозок. Статистические данные свидетельствуют о том, что темпы роста пассажирских авиаперевозок в предшествовавшие пандемии годы значительно превышали темпы роста валового регионального продукта.

«Поскольку коронавирусная пандемия, безусловно, пойдет на убыль, то и результатом указанной тенденции станет в перспективе существенное повышение мобильности населения с увеличением доли Махачкалинского аэропорта в общем объеме российских авиаперевозок, занимающего по данным на 2020 год лишь 16 рейтинговую позицию среди российских аэропортов. Ближайшая цель в этом направлении – превысить пассажиропоток 2020 года аэропорта Емельяново (Красноярск) 1,656 млн чел. и аэропорта Курумоч (Самара)1,675 млн чел., занимающих, соответственно, 15 и 14 рейтинговую позицию.

С нашей точки зрения, для этого необходимо повысить уровень конкуренции в отрасли и на этой основе реализовать ряд мер, результатом которых должно стать прежде всего снижение стоимости авиаперевозок на внутренних авиалиниях за счет сокращения издержек, что в совокупности с развитием туристической инфраструктуры позволит данной сфере выступить в качестве локомотива роста экономики Дагестана, да и России в целом», – отметил собеседник.

Кроме того, он заметил, что введение в эксплуатацию международного терминала махачкалинского аэропорта в значительной степени активизирует расширение географии внешней торговли региона. Поскольку регион выполняет стратегическую функцию геотранзитного моста в системе международного транспортного коридора «Север-Юг», оказывающего мультипликативное влияние на экономический рост Республики Дагестан.

«Проведенные нами эконометрические оценки сценариев роста экономики Дагестана подтверждают значимость индекса условий внешней торговли для экономического роста региона, в значительной степени определяемого состоянием транспортной инфраструктуры, включающей и международный терминал Махачкалинского аэропорта.

С нашей точки зрения для дальнейшего развития необходимо также создание благоприятной тарифной политики, сокращение сроков доставки, упрощение процедур пересечения границ; проведение гибкой государственной налоговой и инвестиционной политики, обеспечивающей рост конкурентоспособности аэропорта, привлечение дополнительных внешнеторговых грузопотоков. С этой целью на федеральном уровне необходимо инициировать формирование таможенной политики, предусматривающей введение сквозной льготной ставки для грузов, следующих по транспортному коридору “Север-Юг”», – рассказал эксперт.

Таким образом, реализация комплекса мер по развитию авиаперевозок на основе расширения транспортной инфраструктуры махачкалинского аэропорта гармонично вписывается в разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2035 года, обеспечивая относительно некапиталоемкий путь роста экономки региона, формирование новых рабочих мест, приток дополнительных налоговых поступлений в дотационный бюджет, расширение географии внешней торговли региона, повышение международной открытости, внешнеторговой и технологический интеграции региона в систему международной кооперации, инвестиционного сотрудничества, инициации сектора туристических услуг, развитие международной логистической цепочки взаимодействия спроса и потребления.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела