Инновационные проекты в сфере образования для дагестанских школ представили специалисты Методического центра Департамента образования Москвы 19 июля в Махачкале. В мероприятии приняли участие работники методических служб и заместители директоров школ по учебной работе со всех муниципалитетов Дагестана.
Главной темой семинара стал Курчатовский проект. Специалисты центра представили его подпроекты, реализуемые в школах Москвы: академический класс, медицинский класс и инженерный класс. В них дети смогут обучаться по выбранному профилю.
Участие школ
Заместитель директора Методического центра Елена Кузнецова рассказала, что для вхождения школ в Курчатовский проект имеются некоторые условия: высокие показатели по ОГЭ 9 классов по математике, информатике и физике; не менее трех 10 классов, чтобы в случае чего ученик смог поменять направленность; и обязательный трехсторонний договор «школа – вуз – работодатель».
«Аспиранты и преподаватели вузов ведут занятия у детей, а работодатели организуют практику на реальных предприятиях, – только наличие этих условий дает возможность школе попасть в проект», – отметила она.
Кузнецова подчеркнула, что в таких школах обязательна пятидневка, потому что шестой день посвящен детским возможностям: работа в вузе, посещение IT-площадок, семинары и практики.
«После завершения 11 класса, школьникам необходимо сдать предпрофессиональный экзамен. Он состоит из двух частей. Первая теоретическая – тестирование, вторая практическая – нужно показать навыки, которые они обрели за два года.
По результатам этого экзамена дети могут набрать 100 баллов. Те, кто набрал больше 80 получают 5 бонусных баллов при поступлении в вуз», – заявила эксперт.
По ее словам, для учеников других регионов тоже предоставлена такая возможность. В конце каждого года проходят открытые научно практические конференции: «Инженеры будущего» и «Старт медицины». «В них может принять участие любой ребенок. Для этого нужно отправить в комиссию свой проект. Его изучает вузовское жюри. И если он прошел проверку, то школьника приглашают на очную защиту. В прошлой конференции участвовало полторы тысячи детей, около 150 из них стали победителями и призерами», – добавила Елена Кузнецова.
«Инженерный класс в московской школе»
Проект объединяет усилия учителей столичных школ, ресурсы всех сетевых учреждений департамента образования Москвы, Центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов.
Основная цель проекта – продвижение технических и инженерных профессий среди молодежи, а также создание в школах столицы условий для профильного обучения старшеклассников в данной области. Партнерами школ в проекте являются 16 вузов. Сотрудничество осуществляется на основе трехсторонних договоров между школами университетами и предприятиями. Для школ-участниц проекта специально разработан комплекс инженерно-технологического оборудования.
«Для школ-участниц проекта город закупает высокотехнологичные лаборатории. Ученики тех школ, которые не заключили подобный договор, но желают попробовать себя в той или иной профессии, могут посещать ресурсные центры и заниматься там любимым делом», – отметила заместитель директора Методического центра Департамента образования Москвы.
«Медицинский класс в московской школе»
Кузнецова рассказала, что использование новейшего оборудования в рамках реализации данного проекта и практический подход в обучении, дают возможность уже на уроке химии получить реальные профессиональные умения.
В рамках данного проекта Первый Московский государственный медицинский университет имени И. Сеченова сотрудничает с 60 школами Москвы и другими организациями и поликлиниками, которые предоставляют возможность для практики.
«Активное сотрудничество с Первым Московским государственным медицинским университетом имени И. Сеченова позволяет заниматься не только проектной деятельностью, но и серьезно готовиться к будущей медицинской специальности. Без поддержки вузов реализовать проект было бы невозможно», – подчеркнула замруководителя ГМЦ.
«Академический класс в московской школе»
Проект разработан для детей, интересующихся любой наукой. В рамках проекта идет сотрудничество с федеральным агентством научных образований. Это агентство имеет ряд различных вузов, некоторые из которых готовы работать с учащимися. Это институты биофизики, биогенетики, молекулярной физики и т.д.
После того, как дети выберут направление, в котором им интересно работать, школа организовывает занятия на базе вуза партнера: лекции от молодых ученных, семинары и дополнительное образование.
Мнение дагестанского учителя
В беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» учитель 7 школы города Кизляра Лариса Никифорова поделилась, что проекты позволили бы развить сферу образования республики. Вместе с тем, по ее словам, необходимо учитывать разницу между московскими и дагестанскими школами. «Допустим, в некоторых наших школах один или два 10 класса. Поэтому отсутствует возможность разделения на профили. Нам приходится выбирать то направление, которое востребовано большинством учеников. Наши дети более склонны к гуманитарным направлениям.
Лучшие ученики Дагестана уезжают в центральную Россию, столичные дети уезжают за границу, – это ни есть хорошо. Нужно чтобы каждый старался поднимать свой собственный регион. Для этого мы должны создавать все необходимые условия», – добавила она.
Напомним, с 17 по 20 июля в многопрофильной гимназии им. М. Гамзатова проходит методическая проектная сессия для представителей школ республики. Координаторами семинара выступили министерство образования и науки РД и городской Методический центр Департамента образования Москвы.