"

Транспортная доступность как показатель качества жизни рядового дагестанца

Фото:
1798
5 минут

В настоящее время одной из главных инфраструктурных составляющих городского хозяйства является общественный транспорт, который выступает как показатель уровня качества жизни населения. Он же и определяет дальнейшее социально-экономическое развитие того или иного населенного пункта.

Безусловно, основная цель пассажирского транспорта заключается в полном, своевременном и качественном транспортном обслуживании населения. Конечно, в расчет берется и стоимость проезда.

Маршрутная недоступность

Однако, если рассматривать на примере крупных городов, можно отметить, что маршрутная сеть городского транспорта не всегда соответствует пассажиропотокам. Отсюда может наблюдаться переполнение одних маршрутов и недозагруженность других. Особенно заметным это становится в межпиковое время. Также стоит отметить значительную долю поездок, которые требуют пересадок. Основной причиной такого положения вещей становятся трудности в организации маршрутных перевозок, которые вызваны устаревшей планировкой городов, наличием узких улиц, аварийностью на дорогах и т.д.

Общественный транспорт в Махачкале, как и в других городах, следует исключительно по заданным маршрутам. Отличительной чертой маршрута становится наличие остановочных, контрольных и технических пунктов, накопителей, обустроенных в соответствии с требованиями. Однако, тут вырисовывается первая проблема пассажирских перевозок в Махачкале: не все остановочные пункты и пункты размещения машин, маршрутных такси оборудованы вышеназванными элементами инфраструктуры.

Сегодня только в Махачкале, по информации столичного Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства, задействовано порядка двух с половиной тысяч пассажирских машин шести компаний-перевозчиков. В их числе и автобусы большой вместимости НЕФАЗ, МАЗ, троллейбусы, маршрутные такси малой вместимости. Работают они по 70 маршрутам.

В качестве примера назовем совсем недавно вошедший на махачкалинский рынок пассажирских перевозок крупную питерскую компанию «Третий парк». Она пришла в республику со своим транспортом. В сентябре этого года по трем маршрутам Ленинкентского направления компанией запущено 50 новых автобусов ПАЗ отечественного производства. Благодаря этому удалось заменить 105 ГАЗелей, прежде осуществлявших перевозку по данному маршруту. В дальнейшем до конца 2018 года «Третий парк» увеличит свое присутствие в Махачкале еще на 300 единиц. Рядовой дагестанец разумно задаст вопрос, а не будет ли компания компенсировать финансовые убытки завышая тариф? Как заявил на одном из совещаний врио заместителя председателя Правительства Дагестана Шамиль Исаев: «Тарифы мы будем держать под жестким контролем, чтобы не допустить ущемления интересов граждан».

Открытость перевозок

Важно тут еще и другое. Еще в 2016 году в Махачкале остро встал вопрос «принадлежности» маршрутных такси. Из-за регулярных повышений стоимости путевых листов, водители попросту были вынуждены повышать цену на проезд, что вызвало, как ни странно, возмущение у жителей. Выход из этой ситуации был найден достаточно быстро – отойти от прежней практики работы, зарегистрироваться в налоговых органах как индивидуальные предприниматели (ИП) и открыто заниматься перевозками людей. По состоянию на конец 2017 года, как отметили в Управлении налоговой службы по Дагестану, порядка 1000 перевозчиков оформили свою деятельность как ИП.

Дальнейший прирост населения и увеличение его благополучия неизбежно приведут к увеличению числа личного автотранспорта на улицах нашей столицы. Расширять улицы в Махачкале, как мы все видим, зачастую уже не представляется возможным – их просто некуда расширять. Единственный выход из складывающейся ситуации – это предложить населению комфортный, удобный общественный транспорт большей вместимости. Эту проблему удалось частично решить за довольно-таки короткий промежуток времени, закупив для нужд агломерации несколько десятков новых автобусов на экологически-чистом газовом топливе, а также открыв троллейбусную линию из Махачкалы в Каспийск.

Последнее, кстати, включает в себя полную реконструкцию трассы, прокладку новой троллейбусной линии и установку соответствующего силового оборудования.

В 2018 году намечены планы по соединению троллейбусным сообщением Каспийск с Аэропортом. Для этого региональные власти ожидают поступления из Москвы 15-ти троллейбусов. В целом парк будет обновлен современными низкопольными транспортными средствами с кондиционерами – троллейбусами нового поколения, которые регион получит по федеральной программе. Заявка уже направлена в Минпромторг России.

Реестр маршрутов Дагестана

Логично, что такая крупная отрасль не может функционировать без выстроенной вертикали, где четко распределены обязанности каждой из сторон. Основу всему этому также служит и созданный в Дагестане реестр междугородних и межмуниципальных маршрутов. Как сообщили в министерстве транспорта, энергетики и связи РД,  ведомством был проведен сбор сведений от перевозчиков об обслуживаемых ими маршрутах и формирование нового реестра межмуниципальных маршрутов.

«В республике функционирует множество маршрутов, которые ранее не были оформлены и включены в соответствующие реестры», – отметили в министерстве. 

В него включено порядка 460 направлений по различным населенным пунктам республики. Среди новых и возобновленных можно отметить маршрут от Махачкалы до села Кахиб Шамильского района, от села Учкент Кумторкалинского района до Махачкалы, из села Темиргое Кумторкалинского района до Махачкалы и так далее. Ряд новых маршрутов появился от столицы до Новолакского района.

Отметим, что с введением нового реестра маршрутов, водителям выдаются специальные документы и карты. За отсутствие этих документов, с учетом вступления в силу новых изменений в КоАП РФ, предусмотрены штрафы.

Остановки и автовокзалы

Как только в Махачкале и Каспийске начали ходить новые габаритные автобусы, актуальным стал вопрос размещения остановочных пунктов. По всему маршрутному пути остановки размечены специальной дорожной меткой, пунктами и знаками.

Куда хуже обстоят дела в деятельности автовокзалов республики. По результатам мониторинга, проведенного Территориальным управлением Ространснадзора по РД в июле 2017 года, таким минимальным требованиям отвечает только один махачкалинский автовокзал, остальные 16 не соответствуют им. В большинстве автовокзалов нет отвечающего требованиям медпункта, общественного туалета, комнат отдыха водителей, на некоторых автостанциях нет залов ожиданий, билетных касс, информационных стендов и табло.

Единственная автостанция, соответствующая всем предъявляемым требованиям, – это автовокзальный комплекс «Северный» в Махачкале. По оценкам экспертов, столице нужны два или три автовокзальных комплекса, осуществляющих и межмуниципальные, и межсубъектовые перевозки. Но не более. Эту работу также в краткосрочной перспективе планируется провести совместно с Минтрансэнергосвязи и муниципалитетом.

Подводя итоги поднятой темы, еще раз напомним, что такие показатели, как уровень обеспечения транспортной подвижности и уровень транспортной доступности, становятся важнейшими показателями качества жизни населения, особенно в крупных и крупнейших городах страны. Рост объёмов автомобильных перевозок и дорожного движения происходит на фоне отставания темпов развития дорожной инфраструктуры.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела