Запорожские казаки: кто они такие, что с ними стало сейчас, были ли они истинными украинцами или это современный миф – об этом в небольшой лекции порталу "Российское казачество" рассказал доктор исторических наук, профессор Донского государственного технического университета Владимир Трут.
И сразу следующий вопрос, который по сути дела является на сегодняшний день центральным, важнейшим, – это история, это истоки, даже точнее так скажем, украинского государства, украинской государственности. С 1991 года после разрушения Советского Союза, естественно, многие народы начали активно интересоваться истоками своей истории, своего государства.
И вот здесь как раз появился миф, который был обусловлен политико-идеологической конъюнктурой, о том, что основоположниками украинской державы, украинского государства якобы являются запорожские казаки.
И потом они начали говорить о том, что и украинцы якобы – это потомки запорожцев, то есть удревнялась искусственно история Украины, украинского народа, и, самое главное, подводилась основа, фундамент под конструкцию украинской государственности. То есть это, нужно прямо подчеркнуть, современный украинский национальный миф, мифология. И он основан прежде всего на том, что украинцы и запорожские казаки – это как бы одно и то же, одна и та же этно-социальная категория.
Репродукция гравюры работы художника Евгения Голяховского "Встреча Московского посольства запорожскими казаками 31 декабря 1653 года" © РИА Новости / В. Леонов
Но, я вам со всей ответственностью скажу, если эти горе-историки и политиканы спросили бы у самих запорожских казаков, как они к этому относятся, поверьте, запорожские казаки бы сильно удивились. Потому что взаимоотношения между ними и обычными сельскими жителями Малороссии были, мягко говоря, разными. И казаки относились с чувством большого превосходства к крестьянам, пахарям, с пренебрежением даже.
Что касается вопроса взаимосвязи запорожских казаков и будущих, я подчеркиваю, будущих украинцев, потому что, когда была Запорожская Сечь, украинцев и близко еще не было, то эти явления совершенно разноплановые, абсолютно. То есть запорожские казаки никогда не считали и считать не могли себя малороссами, крестьянами, пахарями и так далее, хотя они жили рядом, оказывали друг на друга определенное культурное влияние, безусловно.
Рисунок И. Е. Репина "Запорожец", 1884 г. © Общественное достояние
Я всегда люблю цитировать украинского историка Дмитрия Яворницкого, который считается ведущим исследователем Запорожской Сечи. Он, кстати, был убежденным украинским националистом, но он был объективным историком, честным человеком, он понимал, что такое ученый и что такое политиканство. Я уже много раз цитировал его, но постараюсь близко к тексту процитировать и сейчас. Он прямо писал: "В Сечи можно было встретить всякие народности чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, жидов, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан". То есть это котел плавильный, Запорожская Сечь – это не столько этническое, сколько социальное образование, конечно же.
И если мы посмотрим, в 1775 году Екатерина I I подписывает Манифест об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении ее к Новороссийской губернии. Екатерина распускает Сечь, потом там были пертурбации: небольшая часть, полсотни казаков, ушла во владения Турции, потом через восемь лет запорожское казачество, которое осталось верным русской короне, русскому государству, было названо Войском верных казаков запорожских, через год еще его переименовали в Войско верных черноморских казаков.
И вот здесь самое главное: в июне 1792 года Екатерина подписывает указ о переселении этих черноморских казаков, прямых потомков запорожцев, на прикубанские земли и даже выписывает грамоту на вечное владение ими. И на Кубань, на полуостров Тамань прежде всего, переселяется основная масса черноморских казаков – более 25 тысяч, 40 куреней, которые основывают Черноморское казачье войско.