"

Курбан Кубасаев: «ФАС России – орган превентивного контроля»

Фото:
1847
3 минуты
Вот уже 25 лет деятельность ФАС России направлена на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. За это время была проделана колоссальная работа!

В частности, ФАС России продолжает активно совершенствовать антимонопольное законодательство.

5 января 2016 года вступит в силу «четвертый антимонопольный пакет» – изменения в Закон «О защите конкуренции», которые предусматривают существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике.

Так, «4-й антимонопольный пакет» упразднил реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. По мнению ФАС России, включение в этот реестр налагает не только существенные ограничения на осуществление гражданских прав, но и предусматривает ряд дополнительных обязанностей. Его упразднение существенно сократит административные обременения включенных в него компаний.

Также из закона о защите конкуренции исключаются положения о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35 процентов. Кроме того, исключается возможность применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также исключается уведомительный контроль сделок субъектов естественных монополий.

Принятые поправки расширяют сферу применения институтов предупреждения о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство (их теперь можно выдавать в адрес органов власти), и предостережении о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства (их теперь будут получать и чиновники).

То есть антимонопольная служба из карательного органа постепенно превращается в орган превентивного контроля.

В то же время появляется механизм ужесточения для чиновников, которые неоднократно нарушают закон о защите конкуренции. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать безальтернативная дисквалификация.

«4 антимонопольный пакет» наделяет правительство правом вводить правила недискриминационного доступа к товарам в том случае, если хозяйствующий субъект, производящий или реализующий эти товары, был уличен в злоупотреблении доминирующим положением. Норма направлена на недопущение условий, при которых высокая доля хозяйствующего субъекта (более 70%) на рынке дает ему возможность в одностороннем порядке определять общие условия товарооборота.

Из антимонопольного законодательства теперь исключается положение о том, что доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта с долей менее 35%. Предусмотрено исключение возможности применения запрета на злоупотребление доминирующим положением в случае, если такие действия приводят только к ущемлению интересов лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Закон о защите конкуренции дополняется также новой главой, которая предусматривает подробное описание случаев недопустимой практики недобросовестной конкуренции. Прежде нормы о недобросовестности были закреплены в одной статье, не раскрывающей ее основные положения.

Но не все предложения ФАС были включены в итоговый вариант «4 антимонопольного пакета», подписанного 5 октября 2015 года Президентом РФ Владимиром Путиным.

В итоговый документ не была включена одна из громких инициатив ФАС – о создании новых государственных и муниципальных предприятий только с предварительного согласия антимонопольного ведомства.

Кроме того, «4 антимонопольный пакет» лишил ФАС возможности защищать индивидуальных потребителей от злоупотреблений монополистов. То есть с 5 января 2016 года индивидуальные потребители, ТСЖ, ЖСК при возникновении жалоб на действия поставщиков коммунальных услуг должны будут обращаться не в ФАС, а в Роспотребнадзор.

Однако ФАС России стремится компенсировать это в новом пакете поправок – «5 антимонопольном пакете», над которым уже начала работу.

Среди будущих поправок служба хотела бы видеть распространение антимонопольного контроля на интеллектуальные права, легализацию параллельного импорта, ликвидацию естественных монополий и коллективные иски.

Именно возможность предъявлять коллективные иски к монополистам могла бы компенсировать ослабление контроля ФАС в сфере защиты индивидуальных потребителей от злоупотреблений монополистов.

Часть планов ФАС, которые будет призван реализовать «5 антимонопольный пакет», связана с новыми полномочиями, доставшимися ей от упраздненной Федеральной службы по тарифам. В этой области антимонопольное ведомство хочет изменить регулирование «на 180 градусов»: полностью пересмотреть нормативную базу по тарифному регулированию и отменить закон о естественных монополиях.



Руководитель Дагестанского УФАС России, член Союза журналистов России

Курбан Кубасаев

Новости раздела