"

Леонид Савин: «Дагестану нужен и новый привлекательный образ, и особая роль в качестве субъекта Российской Федерации»

Фото:
2687
5 минут

МАХАЧКАЛА, 27 августа – РИА «Дагестан». Мир переживает непростые времена. О том, как лучше понять происходящее и подготовиться к будущему, корреспондент информагентства попросил рассказать известного международного эксперта – главного редактора портала Геополитика.ру и аналитического центра Катехон, директора Фонда мониторинга и прогнозирования развития культурно-территориальных пространств, главу администрации Международного «Евразийского движения» Леонида Савина.

– Леонид Владимирович, Вы автор целого ряда книг по интереснейшим направлениям – от геополитики до этнопсихологии. Словом, мыслите масштабно. Как бы Вы сегодня определили место Российской Федерации в мировой политике и экономике, а также место Дагестана внутри России?

– Очевидно, что сейчас происходят такие геополитические процессы, которых ранее никогда не было. Мир переходит к многополярности. США уже более не в силах удерживать однополярный момент. Китай стремится активно заполнить политический вакуум по всему миру. Россия запустила процесс реинтеграции постсоветского пространства в рамках ЕАЭС. В то же время нам нужна внятная государственная идеология, привлекательная как для наших граждан, так и для других стран.

В целом то, что сейчас происходит, можно назвать намерением самоутвердиться в новых условиях. С одной стороны, Россия играет по правилам ООН, а с другой – этот орган потерял свою компетентность.

Дагестану, конечно же, также нужен и новый привлекательный образ, и особая роль в качестве субъекта Российской Федерации. С учетом исторических связей с другими народами и странами региона, он мог бы стать своего рода магнитом притяжения для соседних держав. Нужно геополитически переосмыслить то метаисторическое значение прикаспийских ворот, которое на протяжении столетий имел и продолжает иметь Дагестан.

– Мы живем в пору бурно развивающихся событий – от изменений климата, мировой коронавирусной пандемии до кровопролитных региональных конфликтов: армяно-азербайджанской войны и победы талибов в Афганистане. Каков Ваш прогноз – что в ближайшее время предстоит России и Дагестану как ее составной части… Вопреки чему… благодаря чему..?

– На Юге Россия граничит с Грузией, с которой у нас довольно непростые отношения. Заметны амбиции Турции установить здесь свое влияние. Хотя есть и исторические связи с Ираном. Нужно отрабатывать эти контакты в позитивном ключе. В то же время, нельзя забывать о комплексных аспектах безопасности, поскольку внешние силы будут пытаться провоцировать межэтнические и межрелигиозные конфликты.

Россия достаточно хорошо справлялась в последнее время с многими вызовами и проблемами – эту тенденцию нужно продолжать в партнерстве с другими региональными игроками. Конечно, вся Евразия представляет взаимосвязанное поле. Поэтому Россия должна проводить более активную политику на внешней арене, чтобы стабилизировать свои приграничные регионы.

Прогнозы зависят от усилий как властных структур, так и отдельных личностей. Ничего не происходит само по себе. Если учитывать текущую ситуацию, то явно, что предстоит еще много чего сделать – устранить коррупцию, сформировать социальные лифты, повысить уровень благосостояния. Все это есть и в Послании Президента, и в различных официальных стратегиях. Если будут коллективные усилия – будут и результаты. Но очевидно, что расширенный диалог народа и власти необходим.

– Как вообще видится Дагестан из Москвы сегодня, например, для условно среднего русского человека? Что важно понять? Что изменить, а что сохранить?

– Мне сложно говорить с позиции среднестатистического гражданина. Вероятно, некоторые до сих пор побаиваются экстремизма на Кавказе. Другие склонны к стандартному обывательскому подходу и привязанности к черноморскому побережью.

Однозначно, что в Дагестане бросается в глаза – это инфраструктура. Если дороги более-менее нормальны, то перебои с водоснабжением и электричеством ощущались даже в курортной зоне. И если сам лично чего-то не увидишь и не почувствуешь, то о подобных проблемах расскажут местные.

При более тщательном анализе всплывает сложный, уникальный в своем роде этнический состав Дагестана. Некоторые проблемы одинаковы — это тенденция на исход из небольших поселений и переезд людей в мегаполисы. К сожалению, это меняет облик нашей страны. Хотя, например, в Гунибе, на мой взгляд, прекрасная социальная инфраструктура: офис «Мои документы» в центре, современное кафе, великолепный музей, где можно не только посмотреть экспонаты, но и подержать их в своих руках.

Нам везде необходима деурбанизация. Новые технологии и наличие сети Интернет вполне позволяют делать многое в удаленных местах, что ранее было невозможно. Если где-то еще нет связи, то нужно решить этот вопрос. Но при этом максимально бережно относиться к своим традициям в широком смысле этого слова.

– У православия и мусульманства при определенных различиях очень много общего. Как Вы думаете, на фоне общемировых политических тенденций произойдет ли в России сплочение ради общих ценностей между представителями этих конфессий?

– Здесь важно понимать, что межрелигиозное единство возможно только между так называемыми традиционными официальными конфессиями. Как в исламе, так и в христианстве есть еретические течения, которые провоцируют рознь и распри. Достаточно упомянуть салафизм как пуританское течение в Исламе и политическую позицию Варфоломея из Константинопольского патриархата, который признал группу раскольников на Украине. Но в России государственная политика по поводу традиционных конфессий достаточно понятна и прозрачна. Нужна более активная позиция самого духовенства и просвещение паствы, чтобы верующие были адекватны.

– Вы бывали в разных странах. Почему Вы решили в этом году выбраться с семьей на отдых именно в Дагестан?

– Прежде всего я предпочитаю семейный отдых проводить внутри России, хотя много бываю в командировках в разных странах. Обычно с 2014 года это был Крым. Сам я бывал в Дагестане около десяти раз, в основном это были официальные мероприятия типа конференций, семинаров и форумов. Но удавалось посещать разные места, например, Мехельта или Дербент (там я был несколько раз). Как-то бывал и на каспийском побережье. И, конечно, всегда привозил домой гостинцы, которые вызывали неподдельный интерес.

С учетом концентрации интересных исторических мест, разнообразия традиций (включая кухню), климатических и природных особенностей (опять же, делаем поправку на сезон фруктов), все это богатство просто необходимо было показать своим близким. Поэтому Дагестан в этом году на первом месте среди претендентов на отдых с детьми. Мне, конечно же, тоже было интересно увидеть новые места и повстречать новых людей. Это было весьма познавательно и интересно!

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела