"

Музей истории города Махачкалы представил в Тбилиси фотовыставку Манабы Магомедовой

Фото:
2346
3 минуты
Фотовыставка «Манаба Магомедова. Искусство фотографии. Дагестан и Грузия 1950-1970-е гг.», куратором которой выступила директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева, представлена в Музее истории города Тбилиси. Открытие выставки состоялось 5 мая в рамках XI Международного фестиваля классической музыки «От Пасхи до Вознесения».

Серебряная легенда Кавказа Манаба Магомедова, выдающийся художник-мастер-ювелир из дагестанского аула Кубачи, представляет зрителю свой Кавказ, только воплощенный не в серебре, как мы привыкли видеть в ее творчестве, а в фотографии. Уроженка прославленного аула златокузнецов Кубачи долгие годы жила и работала в Тбилиси, где соприкоснулась с древней грузинской культурой, которая оказала влияние на формирование ее творческих взглядов. Став уже известным художником, она внесла свою лепту в развитие современного прикладного искусства Грузии. Долгие годы преподавала в Тбилисской академии художеств, воспитав целую плеяду последователей. За большой вклад в развитие грузинского искусства она удостоена звания «Народный художник Грузии», ордена Чести Грузии, ее имя занесено в энциклопедии Грузии и города Тбилиси.

Экспозиция выставки объединила снимки, выполненные в поездках и экспедициях по Дагестану и Грузии в 1950-1970 годы. Это первая фотовыставка в богатой творческой биографии Манабы Магомедовой и, безусловно, яркое и эффектное событие для знатоков и почитателей таланта знаменитого художника. Манаба предстает перед нами в новой ипостаси: она не только талантливый художник, но и фотограф, этнограф, искусствовед. Зафиксированные на пленку впечатления продолжают уникальный и узнаваемый образ Манабы Магомедовой, красоту и силу ее личности.

Как и все искусство Манабы, ее фотоискусство монументально. Кавказские мадонны, дети, праздники, надмогильные плиты, женщины за работой, суровые горы и люди в горах – как ода и признание в любви к родному Дагестану, где она родилась, и родной Грузии, где она выросла и прожила почти всю свою жизнь. Манаба всегда отмечала, что большую роль в становлении ее как художника сыграла искусствовед Ренэ Шмерлинг. Именно она посоветовала ей записывать все, что касается традиций и обрядов ее родного Кубачи: свадьбу, поминки, рождение ребенка, выпечку хлеба и другие ритуалы. В своих поездках в Кубачи Манаба вела записи и не забывала фотографировать, показывала Ренэ Оскаровне, впоследствии эти записи воплотились в книге «Я – кубачинка», вышедшей в 1968 году. Затем книга вышла в Тбилиси в переводе на грузинский язык под названием «По следам традиций» в 1971 году. В 1974 году в Москве была издана книга «Узоры жизни». Большая часть фотографий Манабы Магомедовой, использованных в этих книгах, представлена в проекте.

В экспозиции выставки также представлена серия фотографий, сделанных на съемках фильма Тенгиза Абуладзе «Ожерелье для моей любимой», который снимался в дагестанском ауле Чох. В фильме были использованы украшения, выполненные Манабой Магомедовой специально для него.

На открытие выставки пришли почитатели творчества Манабы Магомедовой, ее ученики, коллеги-преподаватели, с которыми она работала в Тбилисской художественной академии, видные деятели культуры, искусства и науки Грузии. Выступавшие говорили о Манабе Магомедовой как о человеке редкого таланта, неутомимой труженице, уникальном художнике, сумевшем соединить в своем творчестве богатые художественные традиции Грузии и Дагестана. В выступлениях подчеркивалось, что Манаба Магомедова на протяжении долгих лет была связующим звеном между двумя народами, своей жизнью и творчеством внесла неоценимый вклад в упрочение взаимоотношений между ними, во взаимообогащение двух культур. Большие мастера живут вечно. Сила их искусства делает мир богаче и лучше, объединяя и созидая.

Выставка фотографий Манабы Магомедовой станет участником международного фотофестиваля, который будет проходить в Тбилиси на протяжении всего лета текущего года.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела