"

Нюта Федермессер: «Проект “Регион заботы” окажет содействие в организации хосписа в Дербенте»

Фото:
3319
5 минут

МАХАЧКАЛА, 15 марта – РИА «Дагестан». Учредитель Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», автор проекта ОНФ «Регион заботы» Нюта Федермессер посетила Дагестан. В течение нескольких дней она побывала в ряде больниц и интернатов республики. О результатах поездки Федермессер рассказала корреспонденту РИА «Дагестан».

– Вы уже не первый раз в Дагестане. Чувствуете ли положительные изменения в работе хосписов и оказании паллиативной помощи?

– Да, конечно! В первую очередь – при негосударственной городской больнице № 3 в Махачкале начала работу первая служба выездной патронажной помощи. Они оказывают реальную помощь тяжелобольным людям на дому. В некоторых регионах, к сожалению, этого пока нет. Организована также помощь на дому на базе Детской городской больницы Махачкалы. Кроме того, в прошлом году начало функционировать паллиативное отделение для детей. Из грустного – в Дербенте и Кизляре на бумаге подобная работа также ведется, по факту – нет. Кроме того, из-за закрытия первой городской больницы Махачкалы на COVID-19 в республике остановило работу единственное отделение паллиативной помощи для взрослых. В результате профессиональной стационарной помощи, по большому счету, нет.

– Какие вопросы вы поднимали в рамках встречи с премьер-министром Дагестана?

– Мы обсудили реальное положение дел в республике. Договорились, что по итогам визита подготовим справку, где отразим все увиденное и дадим свои предложения, как ситуацию можно исправить. Любой начальник на самом деле обделен достоверной информацией, так как подчиненные хотят нести ему только хорошие новости. В нашей справке будет и позитив, и негативные комментарии.

Мы также встречались с главврачом Дербентской городской больницы. Он хорошо понимает, что жители города остро нуждаются в организации качественной паллиативной помощи. Мы долго говорили с ним о том, что персонал необходимо обучать обезболиванию. Койка нужна не просто для того, чтобы на ней лежать, койка должна облегчать страдания пациентов. Его заинтересованность в обучении говорит о неравнодушии к этому вопросу.

В Дербенте мы также посмотрели потенциальное место для строительства хосписа. Если и делать хоспис в Дагестане – то именно там. Прекрасное место с видом на море. Это будет совершенно уникальное учреждение. В новом хосписе планируется открыть 15 коек для детей и 30 для взрослых. Проект «Регион заботы», если в этом будет необходимость, поможет собрать команду: врачи, медсестры, социальные работники. Будем искать и готовить кадры. Предполагается, что ремонт будет сделан на благотворительные деньги, а функционировать хоспис будет как на пожертвования, так и на средства региона.

– Обезболивание паллиативных больных отличается от обычной анестезии?

– Цель у анестезиолога – помочь спасти жизнь человека, а после операции вывести его из наркоза и привести голову в нормальное состояние. Цель врача паллиативной помощи – улучшить обезболиванием качество жизни больного человека. Например, неизлечимо больные онкопациенты в самом конце жизни из-за сильнейшей боли могут находиться в состоянии полусна. Это обусловлено действием препаратов. Проблема возникновения наркозависимости в данном случае не стоит, так как механизм действия опиатов при болевом синдроме отличается от действия наркотиков на организм здорового человека. К сожалению, отсутствие знаний и навыков у врачей приводит к тому, что они не владеют этой простой информацией. В результате пациенты и их родственники боятся наркотических препаратов и привыкания к ним.

Кроме того, врачи, к сожалению, до сих пор считают, что наркотические препараты сложно выписывать. В этот приезд в одной больнице мы беседовали с пациенткой, от которой требовали нотариальную доверенность для выдачи такого препарата. Это нарушение федерального законодательства и полный абсурд. Но, к сожалению, эта ситуация не уникальна не только для Республики Дагестан, но и для страны в целом.

Однако, по данным МЭЗ (Московского эндокринного завода, который производит опиоидные анальгетики в РФ), в республике очень низкий процент обеспеченности пациентов наркотическими и психотропными лекарственными препаратами – ими обеспечены менее 60% пациентов, а неинвазивными (не в ампулах) опиоидными анальгетиками – менее 30% нуждающихся. Это один из самых низких показателей в СКФО, и это свидетельствует, к сожалению, об отсутствии адекватного обезболивания пациентов с хроническим болевым синдромом.

При этом действующее законодательство позволяет врачу паллиативной помощи иметь при выезде в укладке морфин и реланиум, а также рецепты на наркотические препараты, которые он может оформлять у постели больного. Например, в Москве это работает так: приезжает врач, обезболивает на месте и сразу выписывает рецепт, который нет необходимости заверять печатью и подписью в поликлинике. Это то, к чему надо стремиться и в Дагестане, да и во всей стране.

– А как же цифровизация всего процесса?

– Никакой цифровизации нет. Нигде!

– Насколько эта проблема в целом актуальна для Дагестана и много ли сейчас в регионе пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи?

– По нашим данным («Регион Заботы» производит расчет потребности в обезболивании и в паллиативной помощи в соответствии с методикой ВОЗ), в паллиативной помощи в Дагестане нуждаются около 10 тыс. человек ежегодно, при этом общая потребность для детей и взрослых сейчас составляет около 250 паллиативных коек. В республике большое количество пожилых людей, большая продолжительность жизни. С учетом традиций региона, где дети и внуки проживают вместе со своими стариками, паллиативная помощь востребована тут в большей степени на дому. В тех регионах, откуда молодые люди уезжают на заработки, а пожилые остаются одни – более актуальна стационарная помощь. Но везде свои особенности: в Дагестане люди привыкли болеть и уходить из жизни дома, в окружении семьи. Поэтому специфика региона состоит в том, что в первую очередь здесь необходимо организовывать паллиативную помощь на дому. Для этого в республике должно быть не менее 24 врачей и 50 медсестер, обученных этой работе. 

У Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» есть горячая линия помощи неизлечимо больным людям. Линия работает круглосуточно, бесплатно и принимает звонки со всех регионов страны – 8 800 700 84 36.

Новости раздела