"

Клавдия Гороховская: «Я самый счастливый человек – вся моя жизнь проходит в школе»

Фото:
252
5 минут

МАХАЧКАЛА, 25 марта – РИА «Дагестан». Учитель начальных классов махачкалинской школы №29 Клавдия Гороховская рассказала о том, почему выбрала профессию учителя, о наставничестве и других нюансах жизни педагога.

— Почему Вы выбрали именно эту профессию?

— Я самый счастливый человек – вся моя жизнь проходит в школе. Мне всегда нравилось учиться и в школе, и в вузе, а ведь только одержимый человек может увлечь других. Вот так школа стала для меня вторым домом.

— Вы в школе в свое время проходили социальные лифты?

— Да, конечно, была и октябренком, затем пионером, комсомолкой, правда, до партии не дошла. Каждая из этих организаций чему-то учила. Сегодня, работая по совместительству в Управлении образования методистом по направлению «Начальные классы», стараюсь свои организаторские способности, полученные еще в школе, да и в вузе, полнее реализовать. Мы проводим семинары, конкурсы, вебинары, круглые столы, конференции – это интересно. На них поднимаются проблемы сегодняшнего образования, причем, традиции прошлого увязываются с новациями. Привлекаем не только учителей – практиков, новаторов, но и ученых-педагогов. Обмен опытом работы всегда полезен.

– Учительская профессия предполагает взаимодействие с людьми – это сами дети, их родители, коллеги по работе. Как удается находить общий язык с ними?

– Надо относиться к людям независимо от возраста, их статуса, как говорится, по-человечески, видя в них личность. Руководствуюсь в жизни, работе формулой академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Она гласит: «Ум плюс доброта – это мудрость». Только доброта и любовь являются главными подспорьями в нашем нелегком, но благородном деле. И еще: за свою 35-летнюю педагогическую деятельность усвоила такой принцип – надо уметь прощать.

– Как Вам удается увлекать детей на уроке?

– На самом деле педагогическая профессия сродни артистической. Иначе увлечь ребенка нельзя. Сегодня много говорят об образовательных услугах, забывая о воспитательной составляющей, а она должна присутствовать на каждом уроке. Учу детей уметь прощать, дружить. К примеру, я всегда говорю своим маленьким подопечным, что мы учимся не за оценки, а за знания. У нас много предметов – и русский язык, и математика, и чтение и т. д. В каждый урок учитель должен привнести что-то новое и увязываться с прошлым уроком.

– Вы наверняка знаете, что внесены изменения в Закон «Об образовании в Российской Федерации». Там, к примеру, говорится о регламентации учебной нагрузки основных предметов для учеников 1-4 классов, практике безотметочного обучения, выстраивании учителем собственной системы поощрения. Вы практикуете такую систему?

– Когда мы использовали систему Занкова, то отметки ставили только за контрольные работы. Иногда после проверки работ детей ставили смайлики или другие значки. Иногда мы применяем и такой метод, как оценивание ребенком самого себя. Надо использовать любые приемы и находки, чтобы ученик с охотой учился.

– Гордитесь ли Вы своими учениками? Удовлетворены ли результатом своей работы?

– За мою многолетнюю педагогическую деятельность было много выпусков. Отправляя детей в пятый класс, я говорю родителям, если дети подтверждают уровень знаний, полученных в начальной школе, то это и положительная оценка мне. Я всегда интересуюсь, как отзываются о моих бывших учениках педагоги, которые переняли у меня учительскую эстафету.

– Есть ли у Вас индивидуальная технология?

– Нельзя превозноситься над учеником. Это, с одной стороны. А с другой – необходима и требовательность. В общении с родителями я им заявляю, что если вы доверили мне своих детей, то вы должны стать моими единомышленниками. Самое главное – не навредить ребенку.

– Русские учителя в Дагестане – это целая эпоха в становлении светского образования в Дагестане. Вы откуда родом?

– Я терская казачка из Кизляра. По квоте в 1985 году приехала учиться в Дагестанский пединститут на факультет начальных классов. У меня подруги были всех национальностей. Знание дагестанского менталитета помогло мне в моей работе. Если в Народном Собрании республики представлены все народности Дагестана, то и в классе также сидят маленькие представители этих же народов. То есть класс – это парламент в миниатюре со своим спикером, то есть авторитетным учеником, к которому прислушиваются остальные. На него я и делаю ставку, особенно когда речь заходит о дисциплине.

– Что Вы думаете о наставничестве в образовании?

– Неслучайно 2024 год, объявленный Годом семьи, принял эстафету от прошлого года – Года наставничества. Когда я, молодая учительница, полная идей и энтузиазма, с головой окуналась в новую для меня действительность, то моим наставником была Марьям Магомедовна Омарова, ныне учитель школы № 50. Она мне советовала меньше самой говорить, а больше давать выразиться детям.

– Быть учителем начальных классов, видимо, очень ответственно?

– Каждый ребенок – это целый мир. А дети все разные, поэтому стараюсь внимательно относиться к каждому ребенку. Нужно найти подход ко всем, заинтересовать их, показать важность каждого изучаемого им предмета. Очень важно с уважением относиться к индивидуальности ученика. Я думаю, каждому учителю хочется, чтобы их ученики показывали хорошие результаты. Учителям так приятно, когда ученики добиваются успеха. Мне нравится моя профессия, потому что я очень люблю детей. И пусть моя работа требует много времени и усилий, но получаешь истинное удовольствие, когда видишь счастливый взгляд своих учеников. Мои успехи – это и успехи моих учеников.

В моем классе учатся 44 ученика, все они замечательные, любознательные. Моя работа в школе не заканчивается с последним прозвеневшим звонком. Я провожу дополнительные занятия для тех, кто не смог осилить учебный материал на уроках. С детьми я провожу много времени, и это доставляет мне удовольствие.

– Работа учителя требует полной отдачи. Понимают ли Вас в семье?

– Это очень важно, когда у тебя единомышленники в семье. К счастью, меня понимают мой муж, дети, с уважением относятся к моей профессии.

— У Вас есть жизненное кредо?

— Учись, не бойся трудностей, иначе ничего не достигнешь – этого жизненного кредо я придерживаюсь сама и советую придерживаться этого своим ученикам.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела