"

Мурад Хидиров: «Задача руководства Махачкалинского порта – сохранение экономической устойчивости вопреки кризису»

Фото:
3174
4 минуты

Махачкалинский торговый порт, как говорили в недалеком прошлом, один из флагманов экономики Дагестана. О работе коллектива этого старейшего предприятия республики в условиях экономического кризиса, о проблемах, с которыми сталкиваются докеры, и о программе развития отрасли рассказал первый заместитель генерального директора Махачкалинского морского торгового порта, депутат Народного Собрания РД Мурад Хидиров.

- Мурад Хидирович, сейчас организации и предприятия Дагестана подводят итоги прошлого, довольно непростого, года. Насколько 2014 год был удачным для порта?

- Четвертый год подряд, начиная с 2011 года, предприятие завершает год с прибылями. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды и отчисления собственнику имущества предприятия составляют около 200 млн рублей. Грузооборот в торговом порту в прошлом году составил около 5 млн тонн. Благодаря тесным экономическим связям с Ираном, Казахстаном и Туркменистаном, значительно выросли объемы международного товарооборота. С начала года в Иран отгружено более 300 тыс. тонн российского зерна: таких объемов зерна никогда ранее не переваливали в порту. Зафиксирован также рост импорта строительных материалов. В частности, в республику завезено 330 тыс. тонн иранского цемента.

- А как сегодня кризис отражается на работе порта?

- Экономический кризис в первую очередь отразился на людях, которые связаны с портом: экспортерах и грузополучателях. Конечно же, кризис сказывается и на деятельности порта: за первые два месяца года произошло некоторое снижение объемов перевалки традиционных грузов – нефтепродуктов, зерна и цемента. Падение курса рубля, санкции, разумеется, сказываются на самочувствии порта, как и любого другого участника внешнеэкономической деятельности. Поэтому сегодня главная задача руководства порта – сохранение экономической и финансовой устойчивости предприятия вопреки кризису и поиск новых актуальных видов грузов.

В конце прошлого года в порту изменилась структура экспортных грузов. Теперь основу экспортного грузопотока – впервые с 2012 года – составляют черные металлы: стальная заготовка, катанка, сталь листовая в рулонах и арматура, грузополучателями которых являются Иран и Туркмения. С начала этого года в порт поступило 100 тысяч тонн, а более половины уже отгружено в соседние страны. Ожидаем поступления еще около 50 тысяч тонн металла.

- Какие меры господдержки портовой отрасли Вы сегодня считаете первоочередными для роста грузооборота?

- Задачи, стоящие перед Махачкалинским морским торговым портом, возрастают с учетом предстоящего освоения новых нефтяных месторождений на Каспии. Мощности порта (7,9 млн тонн) позволяют сегодня обеспечить значительный рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов. Экономические и финансовые показатели порта могли бы стать еще более весомыми, если в ближайшее время удалось бы снизить железнодорожный тариф на перевозку транзитных грузов – основной сдерживающий фактор роста объемов грузооборота в порту.

Сегодня стоимость перевозки груза из Махачкалы в Новороссийск почти в три раза дороже, чем, скажем, из Баку в Батуми. И это несмотря на то, что при этом груз проходит по территории двух стран – Грузии и Азербайджана. А стоимость доставки тонны груза с Урала до Махачкалы по железной дороге на 11 долларов дороже, чем его доставка в Астрахань.

По нашему мнению, необходимо ввести понижающие коэффициенты для перевозки грузов по железной дороге на Северном Кавказе, что, бесспорно, благоприятно скажется на грузообороте порта. В портах дальневосточного региона это практикуется и дает хороший эффект.

- Кстати, к акова стратегия дальнейшего развития порта, ее ключевые моменты?

- Развитию предприятия уделяется большое внимание. В порту, в частности, уже начато строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы. Новый пункт пропуска строится в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)». Общая площадь нового пункта пропуска составит 6 700 кв. метров. На месте, где в январе торжественно заложили камень, к концу 2016 года должен появиться четырехэтажный административно-бытовой корпус, там расположатся представители таможни и других контролирующих и надзирающих органов. Рядом возведут здание кинологической службы с необходимой инфраструктурой.

Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет. Реализация проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов и повысит эффективность их работы. Программа развития порта предусматривает и другие инфраструктурные изменения.

- Кризис неблагоприятно воздействует на все сферы жизнедеятельности, каков Ваш прогноз на 2015 год на этом фоне?

- Надеемся, что в 2015 году мы будем работать в стабильном режиме. Приоритетом порта на этот год является привлечение новых грузов, а также создание комфортных условий для грузовладельцев и судовладельцев. Грузооборот планируем сохранить на прошлогоднем уровне и, по возможности, будем стремиться к росту объемов. Структура грузооборота, как мы уже говорили, изменится. В основе своей это цемент и металл, то есть те грузы, которые сейчас наиболее востребованы на рынке.

2015 год – знаменательный для Махачкалинского морского торгового порта: в ноябре исполняется 145-лет со дня основания старейшего транспортного предприятия Дагестана. Портовики достойно встретят этот юбилей.

Новости раздела