"

Сергей Никитин: «В Дагестане меня приятно удивили люди»

Фото:
5562
12 минут

Чуть меньше года трудится в Академии «Анжи» спортивным директором Сергей Никитин. Срок достаточный для подведения некоторых итогов проделанной работы.

У НАС БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

- В начале нашей беседы хотелось бы узнать об общем положении дел в Академии на сегодняшний день.

- Сейчас в Академии 9 команд, и 28 сентября мы готовимся к очень важному событию – отбору детей 2006 года рождения. Об этом клуб объявил на своем сайте, вся информация об этом мероприятии там есть. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех желающих на этот отбор. За короткий срок проведена большая работа. Считаю, что мы в начале своего пути, и еще очень много вопросов, которые требуют решения. У нас большие планы по обучению тренерского состава – надеемся, что в ноябре к нам приедут специалисты из волгоградской Академии физкультуры и будет первая сессия на уровень B – юношеский (УЕФА).

- Чем можете похвастаться за год работы в Академии?

- Мне сложно выделить чьи-то отдельные заслуги. Но могу сказать, что наши воспитанники за это время объективно прибавили в мастерстве, все команды добились прогресса, что для нас наиболее важно. Уверен, что в каждом возрасте у нас есть ребята, которые при соответствующем отношении к делу могут попасть в первую команду.

- Не могу не спросить о тренерском цехе – насколько вы им довольны и насколько они соответствуют необходимому уровню?

- Могу сказать, что с первого дня я был приятно удивлен их уровнем и отношением к делу. Каждый из них прикладывает максимум усилий, чтобы знать еще больше. Повторюсь, уровень их квалификации у меня вопросов не вызывает. То же самое могу сказать и об остальном персонале Академии.

- Вы работали и в школе Коноплева. Если сравнить эти две Академии, где вам было комфортнее?

- Мне было комфортно и там, и там. Что касается непосредственно работы в Дагестане, то никаких проблем нет – меня окружают приятные люди с прекрасным чувством юмора. Главное различие в работе двух названных Академий заключается в селекции – в Тольятти мы могли приглашать ребят со всей страны. Там на такой же примерно территории, что есть в распоряжении Академии «Анжи», располагалась еще и общеобразовательная школа, и жилой комплекс. Там были сотни мест и возможность размещать ребят, это немного иной уровень. Процентов 90 ребят, которых выпустила Академия Коноплева, - приезжие. В Дагестане есть талантливые ребята, другое дело, что работа с ними должна строиться более системно. Это наша задача. Очень большое значение в этой связи будет играть то, как в республике будет организована система соревнований для детей всех возрастов.

- Этот вопрос находится в компетенции Дагестанского футбольного союза?

- Думаю, это должна быть комплексная работа, мы общаемся, есть идеи, надеемся, что они будут воплощены в жизнь.

- Академия Коноплева в свое время подарила российскому футболу Алана Дзагоева. В юном возрасте можно определить в парне будущую звезду?

- Можно увидеть задатки, но другое дело, какие цели ставит перед собой сам игрок и насколько он готов к профессиональной работе ради достижения этой цели. Важно, как сам игрок отреагирует на первый контракт, на внимание к своей персоне. На мой взгляд, очень большое влияние на футболистов оказывает окружение, агенты, которые ходят около игрока, нередко рассказывают небылицы, «дергают» его. Еще немаловажный момент – доверяют ли в клубе молодежи. До Академии Коноплева я работал в «Сатурне». Был период, когда денежных средств стало в клубе поменьше и пришлось довериться молодым игрокам, в частности выпускникам интерната «Сатурна». Это позволило проявить себя Брызгалову, Махмудову, Чилюшкину, Сапете. И у нас есть толковые ребята, просто нужно подводить их к этому уровню, для чего, собственно, я тут и нахожусь.

НАШИ ВОСПИТАННИКИ ПРОГРЕССИРУЮТ

- Насколько глубоко вы вмешиваетесь в тренировочный процесс групп Академии?

- Помимо меня есть Фуат Уста – по сути, он главный тренер Академии. Мы находимся в постоянном контакте с наставниками, бываем на каждой тренировке, держим руку на пульсе, как говорится. Очень часто до тренировок или после них обмениваемся мнениями, оцениваем футболистов, дискуссии постоянны.

- Можете ли вы сказать, что знаете о каждом «академике», как его зовут и на что он способен?

- Конечно!

- Кого из наставников могли бы выделить?

- Если вы говорите о результатах – это одна оценка, но мы же считаем, что главный критерий в работе – это прогресс детей, есть принципы работы, которые мы внедряем. Все возраста, так или иначе, прогрессируют, мы учим играть в правильный футбол, и то, как усваивают футболисты данный принцип, для нас на первом месте. Останавливаться на персоналиях я бы не хотел.

- В вашей карьере значится факт работы как в молодежной команде самарских «Крыльев», так и во взрослой команде – «Тюмень». Какая работа вам ближе – главным тренером или спортивным директором Академии?

- Не могу выделить, потому что, работая и спортивным директором Академии, я нахожусь в постоянном живом творческом процессе, и тренерская составляющая никуда не делась. Получаю большое удовлетворение от этой работы.

- Важный вопрос перехода ваших воспитанников из Академии в профессиональный футбол. Два года работает Академия, но в нынешнем составе «Анжи-2» нет пополнения в новом сезоне – играют все те же ребята из молодежной команды. Резонный вопрос - куда пропали выпускники?

- Выпускники 1996 года рождения провели в стенах Академии, по сути, год. Это крайне маленький срок. Кто-то играет в третьем дивизионе, кто-то уехал в Подольск, в Кострому. Не сказал бы, что они пропадают. Другое дело, что чем больше футболист проведет времени в стенах Академии, тем больше шансов, что он заиграет. Я очень надеюсь, что группа ребят 1997 года рождения уже в следующем году покажет себя с наилучшей стороны, а мы, в свою очередь, будем рекомендовать их тренерам молодежной команды. Дай Бог, «Анжи» решит задачу выхода в премьер-лигу, и тогда у нас будет молодежная команда.

- То есть у нас в этом случае будет три команды?

- Не могу ответить на ваш вопрос, лучше спросить у руководства клуба.

ДВЕРИ ДЛЯ ТАЛАНТОВ ОТКРЫТЫ

- Насколько большая текучка в группах?

- Не очень большая. Мы проводим просмотры, но не всегда игрок соответствует нашему уровню. У нас хорошие контакты со школой «Победа» в Хасавюрте, с Каспийском, Дербентом. Если парень соответствует нашим требованиям, двери ему открыты.

- Верно ли мнение, что уровень юношеского футбола в республике заметно уступает регионам, к примеру, центральной полосы России?

- Чтобы говорить об уровне футбола, прежде всего, нужно посмотреть на инфраструктуру. На сегодняшний день школ в республике, обладающих современными базами и возможностями для работы, не так много – это факт. Желающих заниматься футболом детей в республике достаточно много, и наша общая задача - создать для этого необходимые условия. Самое главное в работе с молодежью – уровень тренерского состава. Если мы сможем дать возможность овладеть дагестанским тренерам современными методиками, то это будет большим подспорьем для всего футбола Дагестана. Я знаю, что такая работа ведется. Недавно в Махачкале проходили курсы обучения для тренеров на базе школы Маркарова. Если нам удастся поднять уровень квалификации, знаний наставников, мы сделаем важный шаг к решению и других задач.

- Уровень зарплат тренеров – немаловажный вопрос. Она соответствует их уровню? На первом этапе работы Академии она была довольно низкой…

- Зарплата тренерского состава достойная. Она находится на уровне других школ и Академий, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, там немного иной уровень. Кроме того, в плане работы нам всего хватает – поля, экипировка, оборудование, открылся восстановительный центр. У нас все на достаточно высоком уровне.

- Практика приглашения игроков с дагестанскими корнями, но занимающихся в других регионах России, для Академии подходит?

- Да, у нас есть такие примеры, недавно двое ребят приехали к нам из регионов России. Нужно понимать, что раньше тут не было таких условий, сейчас же порой молодые футболисты сами проявляют желание вернуться.

- Согласны ли с тем, что нередко выделить в юном возрасте футболиста бывает очень сложно по той простой причине, что все они кажутся какими-то одинаковыми. Об этом, в частности, часто говорят селекционеры. Если да, то в чем видите причины: может, ребят излишне загоняют в рамки, под методики?

- Вопрос, на самом деле, хороший. Так оно и есть. С чем это связано, трудно сказать. Возможно, отчасти дело в том, что у нас практически нет дворового футбола, откуда и вышли великие советские футболисты. Но то, что выделить кого-то в команде бывает сложно, это на самом деле так. Мне приходилось выезжать на финальные турниры первенства страны юношеских возрастов, и довольно часто можно было выделить команду, но кого-то одного - тяжело. Я скажу, что мы стараемся развивать в игроках индивидуальность, развивать сильные стороны, ищем нестандартных ребят. Вопрос сложный, интересный и для нас очень актуальный.

- Наверняка неприятный для вас вопрос – коррупция, с которой в Дагестане бороться очень тяжело. Недавно один из родителей вашего воспитанника, видимо, отчисленного до этого, в интернете опубликовал информацию о том, кому и сколько он заплатил. Насколько это возможно в вашей Академии?

- До меня доходит такая информация, но я могу сказать одно: главная цель нашей работы - вырастить сильных футболистов для главной команды. Соответственно, здесь должны и будут появляться игроки только по спортивному принципу. Запретить говорить людям мы не можем, но если подобные факты имели бы место, то человек, который оказался бы замешан в таком деле, здесь не работал бы.

- Но таких фактов не было?

- Если бы они были, то мы бы тут же простились с этим человеком. Но никаких кадровых перестановок у нас не произошло. Сама система отбора игроков довольно прозрачна. Решение не принимает кто-то один, мы вместе обсуждаем и принимаем решение. Решающее мнение остается за спортивным директором и тренером-консультантом.

ЧУВСТВУЮ ВНИМАНИЕ РУКОВОДСТВА

- За год работы в Академии вы почувствовали интерес руководства к вашей работе, проблемам и заботам?

- Интерес большой, и это не просто слова. Еженедельно общаемся с генеральным директором клуба Сергеем Владимировичем Кораблевым, вот и недавно мы встретились и глобально поговорили о том, как нам двигаться дальше. На встрече присутствовал и спортивный директор клуба Нарвик Загидинович Сирхаев. У меня есть полное ощущение того, что клуб заботится об Академии. За время моей работы не было ни одного отказа, если просьба обоснованная и аргументированная. Нам нужно оборудование – это приобретается, нужно отправить тренера на обучение – никаких вопросов, необходимо отправить детей на турнир – решение будет положительным. Я благодарен руководству за эту помощь, и поверьте, это на самом деле так.

- В каких турнирах планирует Академия выступить в ближайшее время?

- Надеемся, что мы будем участвовать в хорошем турнире в Санкт-Петербурге «Young Talents» для ребят 2003 года рождения. Сейчас работаем над этим. Как правило, там очень хороший состав участников. Он проводится с 15 по 19 октября. Среди потенциальных соперников – «Зенит», «Спартак», «Норвич» (Англия), АИК (Швеция), команды из Прибалтики. Для нас это очень высокий уровень.

- Какой-то успех выделите своих воспитанников за последнее время?

- Откровенно говоря, говорить о каких-то больших победах нам не приходится (смеется). Есть локальные успехи, но нам куда важнее то, что ребята уже выделяются. Совсем недавно был турнир в Нижнем Новгороде для ребят 2003 года рождения. Мы заняли третье место, состав участников очень серьезный, мы опередили Академию Коноплева, «Рубин». Я общался с директором школы ЦСКА Олегом Геннадьевичем Малюковым, и он сказал, что приятно удивлен уровнем команды. Нам важна эта реальная оценка коллег, но мы и сами видим, что движемся вперед. Ребята показали в Нижнем Новгороде тот футбол, который мы стремимся развивать.

- Что удивило вас в Дагестане больше всего?

- Я в Дагестан попал впервые, и главное мое впечатление – люди. Ну совершено фантастическое окружение, доброжелательные, с чувством юмора. По крайней мере, те, с кем мне довелось и доводится общаться.

- Это правда, что вы дружите с Леонидом Слуцким?

- Да, мы дружим лет с 17, с тех пор, когда тренировались в межведомственном центре олимпийской подготовки в Волгограде. Постоянно общаемся.

- В ноябре у вас заканчивается контракт с клубом…

- Да, контракт был подписан на год, но с руководством клуба уже обговорили дальнейшие шаги по его продлению, достигнуто принципиальное соглашение. Сроки? Пока этот вопрос не обговаривался.

- В структуре Академии работает Фуат Уста. Как вам вообще работается с иностранными специалистами?

- Да, это специалист, который работал помощником Хиддинка, а это уже высокий уровень. Он, по сути, выполняет роль главного тренера Академии, его каждодневное участие в процессе только обогащает наших тренеров.

Я уже имел опыт общения с иностранными специалистами, работая в Академии Коноплева, где техническим директором и главным тренером являлись голландские специалисты. Касательно Фуата Уста – это сильный специалист, обладающий современными методиками именно для работы с молодыми футболистами. Факт работы Фуата в тренерском штабе сборной Турции времен Хиддинка подтверждает его высокий профессиональный уровень. В этой связи хотел бы отметить и бывшего спортивного директора Академии «Анжи» Йелле Гуса, который провел тут большую работу. Он очень переживает за Академию и шлет всем приветы через Фуата.

Новости раздела