Почти одновременно со сменой владельца Washington Post еще одно из самых знаковых американских изданий, газета Boston Globe, перешла в руки нового хозяина — владельца бейсбольного клуба Boston Red Sox миллиардера Джона Генри. А самый успешный инвестор и один из богатейших людей мира Уоррен Баффет за несколько последних лет приобрел уже около 30 мелких газет в небольших провинциальных городках "за очень и очень небольшую цену", которая не называется.
"Если раньше еще не было понятно то, что газеты становятся трофеями богатых людей, либо интересующихся журналистикой, либо стремящихся к власти, либо и то и другое одновременно, то теперь это стало очевидным", — написал в своей колонке известный американский медиа-эксперт и основатель сайта DealBook Эндрю Росс Соркин.
Овчинка выделки не стоит
С коммерческой точки зрения покупку Washington Post можно назвать провальной сделкой, считает бизнес-сообщество. Цена, за которую Безос приобрел Washington Post — 250 миллионов долларов — выглядит непомерно высокой в сравнении с суммой, выложенной за Boston Globe на аукционе, что считается выверенным барометром спроса.
"Что такое нынче инвестиции в газетное дело, наглядно демонстрирует история Boston Globe. Группа New York Times 20 лет назад купила ее за 1,1 миллиарда долларов. На прошлой неделе она была продана всего-навсего за 70 миллионов долларов, обесценившись более чем на миллиард долларов. Рынок печатных СМИ стагнирует, рекламодатели уходят из неперспективных печатных газет в интернет, одновременно падают тиражи", — сказал РИА Новости Майкл Арнольд, президент рекламной Arnold Aerial Advertising Inc. Свыше пяти лет он возглавлял коммерческий департамент в New York Times.
По данным "Американской газетной ассоциации" (Newspaper Association of America), в 2011 году объем размещенной онлайн рекламы вырос на 207 миллионов долларов, в то время как в печатных СМИ объем рекламы упал на 2,1 миллиарда долларов. Потери бумажных изданий к прибылям цифровых составили пропорцию 10 к 1, что стало еще более драматичным разрывом, чем зафиксированная в 2010 году 7 к 1. Убытки Washington Post составили за первый квартал нынешнего года 15 миллионов долларов, и издание Business Insider прогнозирует, что за год они достигнут не менее 60 миллионов долларов. Хотя при этом цифровая версия газеты получила квартальную прибыль в 30 миллионов долларов, что почти на 15% больше, чем год назад.
"Богатые люди могут позволить себе дорогие прихоти. По сути, Washington Post и New York Times — две самые выдающиеся газеты Америки, и если бы я был миллиардером, я тоже бы, пожалуй, приобрел ту или другую. Надеюсь, что Безос искренне хочет ее спасти", — полагает Арнольд. Он отметил, что сделка составляет лишь 1% состояния нового владельца печатного флагмана с выдающейся командой и пробоинами в бюджете.
Нувориш или первопроходец?
"Безос — человек, который не только изменяет наши привычки, но помогает прокладывать путь в будущее", — объяснил в 1999 году главред журнала Time Вальтер Исааксон то, почему редколлегия избрала этого бизнесмена человеком года. Сорокадевятилетний основатель крупнейшего онлайн-ритейлера в мире Amazon.com известен как пионер в области онлайн-публикаций и электронных книг. Его состояние оценивается в 25 миллиардов долларов. В 2013 году он занял 19 место в топ-100 миллиардеров по версии журнала Forbes.
Журнал Vanity Fair поместил Безоса в тройку лидеров в рейтинге "новой элиты" сразу после создателя Facebook Марка Цукерберга и основателей Google Сергея Брина и Ларри Пейджа. Поэтому большинство экспертов медийного рынка с оптимизмом оценивают смену владельцев Post, полагая, что такой человек как Безос сможет вдохнуть в газету новую энергию. Или, по крайней мере, капитал.
"Так ли мертв рынок печатных СМИ, как нам кажется?", — недоумевают инвесторы более скромного масштаба.
Кен Доктор, влиятельный эксперт и автор книги Newsonomics: Twelve New Trends That Will Shape the News You Get, считает, что новых медийных магнатов роднят три качества — они полагают, что сумеют добиться коммерческого успеха, покупая активы, достигшие ценового дна; они рассчитывают вместе с покупкой обрести больший вес в обществе; и они слишком амбициозны и самонадеянны.
"Тщеславие, самонадеянность или чрезвычайная уверенность в своих силах (движет ими)? Нужно иметь уж очень высокую самооценку для того, чтобы вложить десятки миллионов долларов в отрасль, находящуюся в бедственном положении, полагая, что ты можешь обратить ее динамику вспять, хотя всем другим это не удалось. Всех новых медийных хозяев объединяет смесь из этих трех составляющих", — написал Доктор на сайте Nieman Journalism Lab Гарвардского университета.
Он уверен, что в клуб газетных миллиардеров скоро вольется и Майкл Блумберг, чьи полномочия мэра Нью-Йорка истекают в декабре нынешнего года. В СМИ циркулируют слухи, что финансист и создатель одноименного информационного агентства планирует прикупить ни много ни мало — New York Times.
Чудачество, благородство или расчет? Тот же Баффет в трудные времена поддержал Washington Post, вложив в нее свыше 10 миллионов долларов, когда испуганные инвесторы начали сбрасывать акции СМИ, осмелившегося разоблачать самого президента. В 1972 году газета сыграла ключевую роль в Уотергейтском скандале, закончившемся отставкой президента Ричарда Никсона. Сейчас прозорливый "гуру из Омахи", по оценке Business Insider, за свой пакет получит не менее 45 миллионов долларов.
В своем письме коллективу газеты со 135-летней историей ее новый владелец Джефф Безос пообещал сохранить как минимум две традиции прежнего руководства Washington Post. "Первая — это иметь мужество сказать стоп, проверь, подожди, получи подтверждение от еще одного источника. Живые люди и их репутации, состояния, семьи поставлены на кон. И второе — (убедившись в правоте) продолжать развивать историю, чего бы это ни стоило".