"

Висампаша Ханалиев: «В настоящее время ДГМУ – это престижное образовательное учреждение с многолетним опытом, традициями»

Фото:
659
6 минут

Дагестанский государственный медицинский университет является одним из старейших медицинских учебных заведений региона.

В 1932 году Совет Народных Комиссаров ДАССР принял историческое постановление об образовании ДГМУ в целях подготовки врачебных кадров для Дагестана и республик Северного Кавказа. Особое внимание было уделено подготовке медицинских кадров из представителей коренных национальностей республики.

Ректор университета Висампаша Ханалиев в интервью корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал, что собой представляет Дагестанский государственный медицинский университет сегодня.

– ФГБОУ ВО «ДГМУ» Минздрава России – один из наиболее крупных вузов Северо-Кавказского федерального округа, – поясняет глава данного вуза. – В структуре университета есть пять факультетов, Медицинский колледж, Институт дополнительного профессионального образования, Институт экологии человека, Федеральный аккредитационный центр, Учебно-медицинский центр и прочие подразделения. Постоянно действует диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук, ученой степени кандидата медицинских наук.

Общее число обучающихся превышает 11 тыс. человек (студенты колледжа, студенты университета, клинические ординаторы, аспиранты, курсанты). Ежегодно выпуск по разным уровням обучения превышает 3 тыс. человек.

Помимо обучения, сотрудниками университета ведется лечебная и научная работа. Наши ученые публикуются в России и за рубежом, в том числе в авторитетных и престижных изданиях. Научные школы, которые сложились в университете (хирургии, терапии, фтизиопульмонологии и прочие), занимают достойное место среди научных и лечебных сообществ России.

В настоящее время Дагестанский государственный медицинский университет – это престижное образовательное учреждение с многолетним опытом, традициями, обеспечивающее высококвалифицированными кадрами лечебные и научные учреждения России и многих стран мира.

– Висампаша Юсупович, меняется ли последние годы что-то в университете в плане цифр набора студентов?

– Количество студентов стало значительно расти с начала нулевых годов за счет приема на бюджетное обучение. Если сравнивать с началом 90-х годов, прием увеличился почти в три раза. Кроме того, начиная с 2018 года, количество бюджетных мест для приема выросло с 430 до 640. В общей сложности ежегодно мы принимаем на обучение около 1000 студентов.


Безусловно, это свидетельствует о высоком престиже университета, открывает новые возможности для вуза, так как растет финансирование. Однако за 30 лет площади учебных аудиторий остались прежними, и потому увеличивать и дальше количество обучающихся университет не может.

По нашему мнению, удовлетворить потребности населения в получении медицинского образования возможно при более широком использовании дистанционных технологий, сетевой формы обучения. Мы принимаем активное участие в различных программах по распространению этих технологий.

– Происходит ли изменение количества мест по различным специальностям в университете? Учитываются ли в вузе потребности республики в медицинских кадрах?

– Безусловно, прием на обучение ведется с учетом потребности лечебных учреждений в медицинских кадрах. У нас с 2018 года в 1,5 раза увеличился прием на специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» из-за нехватки врачей в районах республики.


В то же время количество бюджетных мест на специальность «Стоматология» за прошедшие 5 лет снизилось, и тоже в 1,5 раза. Востребованность этой специальности у абитуриентов удовлетворяется за счет увеличения количества платных мест.

Назовите, пожалуйста, специальности, которые сегодня являются наиболее популярными. И на какие из них самые высокие проходные баллы?

– Наибольшей популярностью пользуются специальности «Лечебное дело» и «Стоматология», несколько меньше – «Педиатрия». Ежегодно конкурс на эти специальности составляет от 10 до 40 человек на одно место, а проходные баллы (по сумме баллов за три общеобразовательных предмета) в 2023 году были 249 («Лечебное дело»), 237 («Педиатрия») и 267 («Стоматология»).

Современные больницы и поликлиники оснащены сложным высокотехнологичным оборудованием. Готовы ли сегодня будущие врачи работать на современном оборудовании?

– Выпускники медицинского вуза могут работать на любом оборудовании, только не сразу после получения базового образования. Для работы на современном уровне, выполнения оперативных вмешательств, сложных диагностических и лечебных процедур необходимо дополнительное обучение, в том числе и в ординатуре. Такова общемировая практика.


– ДГМУ традиционно готовил медицинские кадры для иностранных государств. Какова сегодня география экспорта нашего медицинского образования? Увеличилось ли сегодня количество иностранных студентов?

– Традиционно в наш университет ежегодно поступают на обучение юноши и девушки из стран, входивших в состав СССР, – Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Таджикистана, Туркменистана, Украины, – а также из других стран: Индии, Кот-д’Ивуара, Гаити, Конго, Иордании, Йемена, Пакистана, Сирии, Сомали. Всего обучается 306 студентов из 41 страны. Наши выпускники работают по всему миру, в том числе в США, Израиле, Турции, Австралии, странах Евросоюза.

Как развивается сегодня научное сотрудничество ДГМУ с другими вузами?

– Мы активно участвуем в международных конференциях, форумах. Считаем, что перспективен путь создания образовательных научно-производственных комплексов, которые могли бы привлечь инвестиции, способствовать продвижению инновационных технологий.


Недавно в Дагестане проходил Форум Прикаспийских государств, на котором обсуждались наиболее важные проблемы региона. По нашему мнению, участие в таких форумах позволяет налаживать внутри- и межгосударственные связи между вузами, разрабатывать и реализовывать совместные проекты, будет способствовать развитию вузов, повышению уровня образования.

- Висампаша Юсупович, что Вы можете рассказать о целевом наборе в вузы? Эффективен ли он в решении проблемы дефицита медицинских кадров?

- Целевое обучение в вузах было и остается главным способом обеспечения первичного медицинского звена врачебными кадрами. Эта система в какой-то степени похожа на существовавшую в советский период систему распределения кадров после окончания вуза. Она имеет и положительные стороны, и отрицательные.


По нашему мнению, одним из недостатков системы целевого приема на обучение было отсутствие конкурса при распределении целевых мест. В следующем году прием на обучение будет проводиться в соответствии с новым приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, который предполагает проведение конкурса и зачисление на места в пределах целевой квоты в вузе. Договор о целевом обучении будет заключаться только после зачисления. По нашему мнению, это создаст приемлемый конкурс на целевые места и повысит качество отбора.

– Как Вы оцениваете систему ЕГЭ?

– По нашему мнению, ЕГЭ – это одна из наиболее прогрессивных и действенных составляющих реформы образования в России. Благодаря ЕГЭ возможность обучаться в самых престижных, в том числе и столичных вузах России получили молодые люди из провинции. Для них это стало социальным лифтом, открыло дорогу к качественно новому уровню образования. Даже негативные явления, которые были вокруг ЕГЭ в недалеком прошлом, не смогли дискредитировать этот институт. Считаю, что ЕГЭ, как и любая другая система тестового контроля, наиболее объективна и должна сохраниться на ближайшие годы.

– Что бы Вы пожелали своим коллегам и студентам в Новом году?

– Исполнения желаний, возможности планировать свою жизнь на годы вперед, стабильности, мира. И крепкого здоровья!

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела