Шарип Шарипов: «Земля нуждается в бережном отношении»

07.02.2025 16:22
Арина Юсупова
627 просмотров
Шарип Шарипов: «Земля нуждается в бережном отношении»

МАХАЧКАЛА, 7 февраля – РИА «Дагестан». В условиях современного развития агропромышленного комплекса сельхозземли Дагестана становятся предметом особого внимания и обсуждения. Несмотря на свою природную красоту и богатство, республика сталкивается с серьезными вызовами в сфере землепользования.

Мы решили обсудить эту актуальную тему с первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, почетным работником АПК России Шарипом Шариповым.

В интервью с корреспондентом РИА «Дагестан» он рассказал о текущем состоянии земельных ресурсов, проблемах, с которыми сталкиваются аграрии, и мерах, предпринимаемых для повышения эффективности использования сельхозугодий.

– Как используется в Дагестане земля? Какие основные проблемы с ее использованием?

– Подчеркну, что земля, в особенности пашня – главный и самый ценный ресурс для республики, тем более с учетом ее малоземелья. К примеру, в Дагестане на душу населения приходится менее 0,15 га пашни при 0,79 га в целом по стране. Причем наблюдается снижение этого показателя. В Дагестане площадь приходящейся на душу населения пашни сократилась к уровню 1991 года на 42% при 12,3% по стране в среднем. Вот и получается, что распаханность сельхозугодий в республике – всего 16% при почти 60% по России в целом.

Более того, наши почвы отличаются низким естественным плодородием и более 75% пашни расположено в острозасушливых зонах.

Это обуславливает особую ценность сельхозземель для региона. В связи с этим Глава Дагестана Сергей Меликов потребовал принять исчерпывающие меры по повышению эффективности использования сельхозугодий. Порой можно встретить, что муниципальные или республиканские земли когда-то были закреплены за тем или иным хозяйством, которое пришло в упадок, и соответственно не в состоянии их обрабатывать. Вместо того чтобы вернуть эти земли собственнику, руководители таких хозяйств занимаются предоставлением их в субаренду на своих неправомерных условиях, что вызывает недовольство местного населения. Выявлять такие хозяйства вместе с местными органами власти и принимать меры по их передаче тем, кто в состоянии на них эффективно работать, – важный вопрос современной аграрной повестки.

– Дагестан – засушливый регион, где без орошения заниматься земледелием проблематично. Как меняется картина в последние годы?

– Мы находимся в острозасушливой зоне, причем засушливость нарастает. По данным науки, за последние 50 лет средняя температура воздуха в нашем регионе возросла почти на два полных градуса, сила и продолжительность ветров увеличилась в 1,6 раза. И при этом снега в горах, где берут начало почти все реки, выпадает на 50% меньше, соответственно снижается водность рек. А площадь вечных ледников в горах Кавказа уменьшилась на 40%, что очень тревожно, ибо они питают стратегическую водную артерию – реку Терек. Увеличилась и продолжительность солнечного сияния по отдельным горным и равнинным районам. Некоторые изменения отмечаются по количеству выпадающих осадков.

И эти обстоятельства требуют от нас адекватного реагирования, адаптации применяемых в земледелии агротехнологий к меняющимся условиям.

– Выходит, что роль мелиорации в земледелии республики возрастает. Какие меры принимаются в этой связи?

– Абсолютно верно подметили важность орошения для устойчивого функционирования земледелия Дагестана. В силу низкой влагообеспеченности республика относится к зоне рискованного земледелия, что и подчеркивает роль и актуальность мелиорации. Именно поэтому руководство Дагестана особое внимание уделяет вопросам развития мелиорации, поднимая эти вопросы на самых высоких федеральных площадках. И эти обращения получают должную поддержку в Минсельхозе России, по линии которого делается огромная работа по развитию мелиоративного комплекса. Напомню, что доля орошаемой пашни в Дагестане от ее общей площади составляет 60%, тогда как по стране в целом этот показатель менее 5%. Вот почему актуальность орошения столь высока для сельского хозяйства республики.

Буквально на днях у Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова состоялось большое совещание с участием всех глав районов по вопросам мелиорации, где определены конкретные шаги по дальнейшему развитию этого стратегического направления для экономики АПК и села в целом.

– А какие шаги предпринимает Минсельхозпрод республики в этом направлении?

– Нужно пояснить, что в ведении Минсельхозпрода РД находятся вопросы развития внутрихозяйственной мелиорации, в то время как решением проблем в сфере межхозяйственной мелиорации занимается ФГБУ «Управление “Дагмелиоводхоз”». Мы тесно взаимодействуем, что и способствует успешному развитию сельского хозяйства.

В частности, в рамках федеральной госпрограммы по эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развитию мелиоративного комплекса мы помогаем хозяйствам готовить проекты по развитию внутрихозяйственных мелиоративных систем, которые затем представляются на конкурс в Минсельхоз России. Достаточно назвать несколько цифр, подтверждающие активную работу в республике в этом направлении. Если в первый год реализации упомянутой госпрограммы в 2022 году финансирование получили всего 17 проектов республики на площади 2905 га, то на 2025 год Минсельхозом России отобрано 54 проекта на площади 12 540 га или в 4,3 раза больше площадей. Если брать по объемам финансирования, то в 2022 году по всем трем направлениям мелиорации было получено 44,5 млн рублей, то на 2025 год – более 602 млн рублей. В эти показатели вошли данные по трем направлениям мелиорации – гидромелиоративные мероприятия, культуротехнические и фитомелиоративные мероприятия.

– А можно отметить активность каких-то районов? И по каким культурам отмечается наибольший прирост?

– Наибольшую активность проявляют Кизлярский, Сулейман-Стальский, Тарумовский, Гунибский, Акушинский, Хунзахский и ряд других районов. Те самые районы, где наблюдается высокая инвестиционная активность в АПК, там достигнуты значимые результаты в рисоводстве, садоводстве, овощеводстве и по другим направлениям.

Достигнутый рекордный урожай риса в прошлом году на уровне 160 тыс. га – прямой результат развития мелиорации как межхозяйственной, так и внутрихозяйственной. Плодов собрано более 260 тыс. тонн, что на 118,2% к предыдущему году. При этом в товарном секторе получено более 64 тыс. тонн плодов, что на 40% больше уровня 2024 года. Говоря об урожае плодов в товарном секторе, нужно отметить, что здесь большая роль наших флагманов – ООО «Полоса» Сулейман-Стальского района, КФХ «Сад» Магарамкентского района и ООО «Анжелина» Дербентского района и т. д., где новые сады начинают плодоносить. А если брать в целом по отрасли растениеводства, то индекс производства продукции земледелия составляет почти 111,2% при 99,6% в целом по СКФО.

– Какие конкретные шаги предпринимаются для развития земледелия в связи с повышением засушливости в нашем регионе?

– В прошлом году аграрии республики и прежде всего рисоводы столкнулись с реальной угрозой из-за снижения водности Терека. Ведь на Терек приходится более 70% получаемой для орошения поливной воды. Благодаря предпринятым действиям всех заинтересованных сторон удалось выйти из острой ситуации. Была обеспечена подача воды по графикам, чтобы хватило всех хозяйствам. Ну это и обозначило важность очень бережного использования поливной воды. Мы работаем над тем, чтобы более качественно выравнивать рисовые чеки, приводить в порядок внутрихозяйственные мелиоративные сети, а также организовать соблюдение севооборотов. Без установки приборов учета подачи и расходования воды не обойтись.

Безусловно, нужно активно наращивать внедрение водоэкономных систем полива – капельное орошение и дождевание. При этом нужно отметить, что в Кизлярском и Тарумовском районах без строительства рисовых инженерных систем не обойтись, ибо рисосеяние – инструмент вовлечения земель в оборот. Если через рисосеяние не промывать сильно засоленные почвы на этих территориях, то с испарением соль поднимается и поверхность почвы покрывается слоем соли, буквально можно заняться ее добычей.

Мы уже делаем серьезные шаги в этом направлении. Более 6 тыс. гектаров садов поливаются капельным методом. За 2022-2025 годы только по линии Минсельхозпрода установлены системы капельного полива на площади 2985 га, развивается система дождевания. В частности, успешно реализован проект дождевания в одном из наших флагманских хозяйств – ООО «Алияк» Сулейман-Стальского района.

Для эффективного ответа на обозначенные вызовы нам нужно менять подходы не только в сфере орошения, но и в системе применяемых агротехнологий. В этой связи мы с привлечением ведущих федеральных научных учреждений прорабатываем соответствующие мероприятия.

– В последнее время большое внимание уделяется выполнению культуротехнических работ. Чем это продиктовано?

– Мы видим, что необрабатываемые земли сперва зарастают кустарниками, через некоторое время мелколесьем, а затем и на этих землях вырастают огромные деревья. И это происходит буквально на глазах за два-три года. Поэтому совершенно недопустимо, чтоб сельхозугодья, в особенности пахотные земли, выходили из оборота. Чтоб предотвратить такой процесс, пашня должна обрабатываться, на сенокосах нужно заготавливать сено, а на пастбищах должен пастись скот. Это является главной заботой землепользователя.

Для возврата земель, выбывших из оборота в результате зарастания мелколесьем, действует специальное направление в госпрограмме – выполнение культуротехнических мероприятий. Дагестан – активный участник данной программы. За 2023-2025 годы в республике такие работы выполняются на площади более 4 тыс. гектаров в год.

Если в прошлом году на культуротехнические проекты было привлечено 48,4 млн рублей, то на 2025 год 80,5 млн рублей или почти в два раза больше. Мы считаем и этого недостаточно, учитывая актуальность проблемы. Для привлечения финансов, хозяйствам необходимо подготовить соответствующие проекты и представить к нам в министерство для последующего направления на отбор в Минсельхоз России.

– Низкое плодородие почвы региона требует наращивания применения минеральных и органических удобрений, а также принятия других мер. Что делается?

– В последние годы в республике предпринимаются системные меры по развитию земледелия, в том числе за счет расширения объемов вносимых удобрений. В 2024 году было внесено 15,2 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе или по 41 кг на гектар посевной площади, или почти на 60% больше уровня 2020 года. Конечно же, этого недостаточно для выхода на бездефицитный баланс гумуса, но сложившаяся тенденция радует. Предпринимаем меры по увеличению объемов внесения органических удобрений, которых в республике ежегодно накапливается 6-7 млн тонн. Кроме того, в земледелии республики принимаются меры по борьбе с уплотнением почв, что негативно сказываться как на водно-воздушном режиме почвы, так и развитии самих растений, и в конечном итоге это сказывается и на урожае.

– На некоторых территориях отмечается захламление сельхозугодий полиэтиленовой пленкой. Как бороться с этой проблемой?

– Многие хозяйства, занимающиеся выращиванием бахчевых и овощных культур, для ускорения их созревания используют полиэтиленовые пленки. Нередко после уборки урожая бывает, что такую пленку оставляют на полях. А ведь на разложение полиэтиленовой пленки требуются десятилетия! Разумеется, почва деградирует, теряет свои плодородные качества, ухудшаются физико-химические свойства и прекращается жизнедеятельность микроорганизмов. Как правило, так происходит после тех землепользователей, кто арендует землю на один год. Благодаря проведенной в последние годы Минсельхозпродом РД работе, масштабы захламления земель заметно снизились, тем не менее всем нам и прежде всего местным органам власти надо нарастить усилия. Для этого в договоре аренды необходимо прописывать обязательства арендатора возвращать землю в исходном состоянии и соответственно обеспечивать соблюдение условий.

–В нашу жизнь ворвались цифровые технологии. А как идет цифровизация в сфере земледелия?

– Да, мы активно используем в нашей деятельности цифровые технологии. По линии Минсельхоза России в настоящее время в АПК внедряются три цифровые системы, и все они применяются в растениеводстве. В частности, это Единая федеральная информационная система о землях сельхозназначения (ЕФИС ЗСН), вторая – ФГИС «Зерно» и третья – ФГИС «Семеноводство». Все эти программы тесно взаимосвязаны. ФГИС «Семеноводство» будет предоставлять информацию о том, какие культуры и в каком объеме были посеяны, ЕФИС ЗСН – о местах посева, а ФГИС «Зерно» – о том, что и сколько было собрано. Активность их наполнения заметно отличается по районам. Не во всех муниципалитетах республики работа с этими государственными информационными системами налажена должным образом, что чревато последствиями для агросектора. Более того, с текущего года с документами на получение любого вида субсидии необходимо представлять выписку из ЕФИС ЗСН. Поэтому на местах должны понимать ответственность и активнее вносить сведения в базы данных.

– А специалисты имеются на местах для работы с этими цифровыми системами?

– Основной груз работы по наполнению вышеуказанных информационных систем приходится на районные управления сельского хозяйства, поскольку в большинстве хозяйств нет кадров не только по информационным технологиям, но даже по основным отраслям. А есть районы, где даже в райсельхозуправлениях отсутствуют специалисты, разбирающиеся в информационных системах. И это чревато отставанием таких районов от складывающейся динамики развития. Поэтому администрациям муниципалитетов следует предусмотреть в штатах райсельхозуправлений должности по информационным технологиям и подобрать туда грамотных людей. Цифровизация АПК – это реальность, и нам уже не обойтись без адекватного реагирования.

– Шарип Исмаилович, расскажите подробнее о новых требованиях к предоставлению документов, подтверждающих наличие прав на землю.

– Дело в том, что с 2025 года сельхозорганизации, фермерские хозяйства или индивидуальные предприниматели с пакетом документов на получение субсидий по всем направлениям должны прикладывать документ о наличии в долгосрочной аренде соответствующих сельхозугодий. Ранее для получения субсидий по животноводству этого не требовалось, а львиная доля получателей субсидий в сельском хозяйстве приходится на животноводство. И как выяснилось, у значительной части хозяйств пока еще нет должным образом оформленных документов на землю. В этой связи райсельхозуправления и другие заинтересованные активно занимаются оказанием содействия хозяйствам в оформлении документации, надо активизировать усилия. И к тому же сведения по используемым хозяйствами землям нужно внести в информационную систему ЕФИС ЗСН (Единую федеральную систему о землях сельхозназначения), поскольку выписку из этой базы нужно прикладывать к документам на получение субсидий. Это важное новшество, действующее с 2025 года.

– Какие конкретные шаги планируются для повышения эффективности использования земельных ресурсов в республике, учитывая, что предстоит немало работы и требуется время и средства?

– Мы привели всего лишь часть того, что необходимо делать для повышения эффективности использования земли. Требуется системная работа со стороны всех задействованных. Реализация обозначенных тем позволит поднять на должный уровень культуру земледелия, соответственно это повысит отдачу от земли и нарастит вклад республики в продовольственную безопасность страны, над чем мы и работаем.

Источники: www.riadagestan.ru
Фото: РИА «Дагестан»
Понравилась статья?