"

Прокуратура Дагестана: от истоков до современности

Фото:
3222
14 минут

МАХАЧКАЛА, 11 января – РИА «Дагестан». История российской прокуратуры уходит корнями в славную Петровскую эпоху. Биография надзорных органов в нашей стране начинается с Указа императора Петра Великого, подписанного 12 января 1722 года.

При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым генерал-прокурором сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам генерал-прокурора, Петр Первый сказал: «Вот око мое, коим я буду всех видеть».

Не менее интересна и богата история становления органов прокуратуры Дагестана. Постановлением Центрального исполнительного комитета ДАССР от 30 июля 1922 г. в республике начинается создание прокурорских органов, в составе Наркомата юстиции ДАССР был образован отдел прокуратуры. Также в соответствии с постановлением 3-й сессии ВЦИК 9-го созыва от 28 мая 1922 г. с 15 сентября 1922 г. на территории ДАССР было введено положение о прокуратуре.

На нее возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц, непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов и органов дознания в области раскрытия преступлений; поддерживание обвинения на суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

На 1 октября 1923 г. руководящий состав отдела прокуратуры состоял из 1 работника, исполняющего к тому же и обязанности замнаркома юстиции. В округах имелось всего 4 камеры помощников прокурора в городах Махачкала, Кизляр, Дербент, Буйнакск.

8 сентября 1930 г. была образована самостоятельная прокуратура. В подчинение прокуратуры наряду с прокурорами на местах передавалась вся низовая сеть следственных органов. Центральный аппарат прокуратуры ДАССР в 1930-1931 годах состоял всего из 19 человек. Кроме того, было образовано 14 районных прокуроров. В штате было 15 прокуроров-следователей районов и 21 так называемый тогда «народный следователь».

В то же время к деловым и профессиональным качествам сотрудников предъявлялись довольно жесткие требования. Тогда не редкостью были приказы, подобные следующему: «Увольняется с занимаемой должности за связь с чуждым элементом народный следователь 2-го участка Буйнакского района товарищ Кизулаев с 1 декабря 1930 г.». Строго спрашивали и за халатное отношение к своим служебным обязанностям.

История дагестанской прокуратуры в послереволюционные годы писалась в контексте того непростого времени. Согласно положению о Наркомате юстиции ДАССР от 9 ноября 1931 г. прокуратура республики являлась высшим органом надзора.

Она состояла из следующих секторов, руководимых помощниками прокурора республики: надзора за органами ОГПУ, охраны труда, производства и транспорта; советского строительства и реконструкции сельского хозяйства; судебно-следственного надзора; надзора за местами лишения свободы и исправительно-трудовыми работами.

В 1932 году приказы и другие документы прокуратуры ДАССР уже были подписаны новым прокурором Макаровым, который заменил на этом посту Шустова. Это было время интенсивного становления советской власти, борьбы с безграмотностью, укрепления экономики. Продолжалось и раскулачивание, в ходе которого допускалось беззаконие.

История дагестанской прокуратуры писалась в драматических, а порой и трагических обстоятельствах. Вот одна из таких историй.

Заместитель прокурора ДАССР Гуснидинов потребовал от прокурора Рутульского района Кадырова объяснений. Он, видимо, был очень активным работником, поскольку республиканской прокуратуре пришлось разбираться с ним и по другому делу. Гуснидинов пишет ему: «По имеющимся сведениям, в прокуратуре республики Вами без всяких на то оснований был снят с работы председатель Хновского сельсовета Ширинбек Гасанов. Никакого дела на этого гражданина у Вас в производстве нет, и снятие его Вами ни с кем не было согласовано. Предлагается Вам срочно представить объяснение по вышеизложенному вопросу. Одновременно с этим, если такое явление имело место в Вашей практике, прокуратура республики, указывая на это, предлагает впредь ни в коем случае не допускать таких явлений».

В ответ Кадыров пишет: «...Ширинбек Гасанов, будучи председателем сельсовета, занимался взяточничеством, избил одну горянку, принудительно заставил бедноту и батраков идти на дорожное строительство, тех, кто не выходил, штрафовал на 10-15 рублей. А что касается кулаков, изъятия у них штрафа не было, и они не были заставлены работать... Кроме того, Ширинбек Гасанов распространяет слухи о моем скором аресте... Я убедительно прошу Вас и прокурора Макарова ускорить Ваши последние выводы по моему вопросу. Если арестуете, то арестуйте, что хотите делайте, большевики ареста не должны бояться. В крайнем случае я вынужден отлучиться от работы и явиться к Вам узнать мои преступления. В данное время Ширинбек Гасанов как преступник, дискредитатор власти мною взят под стражу».

В 1936 г. прокуратура вышла из ведения Наркомата юстиции ДАССР. 5 декабря 1936 года Конституции СССР суду и прокуратуре была посвящена отдельная глава, возлагавшая высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как за отдельными должностными лицами, а также за гражданами СССР – на прокурора СССР.

Согласно Конституции ДАССР 1937 г., высший надзор за точным исполнением законов всеми наркоматами и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории ДАССР, осуществлялся как прокурором СССР непосредственно, так и через прокурора РСФСР и прокурора ДАССР. Прокурор ДАССР назначался прокурором СССР сроком на пять лет.

Районные и городские прокуроры республики назначались прокурором РСФСР сроком на пять лет и утверждались прокурором СССР.

В то время руководство республики вело активную работу по раскрепощению женщин-горянок, вовлечению их в общественную деятельность.

Подтверждение тому – приказ по Наркомюсту и прокуратуре ДАССР от 25 марта 1936 года об избрании на аульских собраниях общественными следователями женщин-горянок. Так, по Хасавюртовскому району были избраны: Киста Мусаева, Албани Далхаева, Зухра Мустафаева, Бесир Омарова, Забидат Алиева, Патимат Муциева, Селия Бугаева, Зела Авлиева, Эния Аджиева и др.; по Бабаюртовскому району – Санбат Бабаева; по Хунзахскому району: Саидат Гусенова, Халисат Зубайрова, Маржанат Магомедова, Патимат Исбачиева, Патимат Джалатудинова; по Ботлихскому району – Абидат Кадирова, Патимат Омарова, Патимат Рамазанова, Зубайжат Сайпудинова, Марият Гусейнова, Муират Шуаипова, Дарабат Убайдалова, Патимат Гаджимагомедова; по Каякентскому району – Сакинат Ильясова и Айшат Давыдова.

В 1938 году центральный аппарат прокуратуры ДАССР состоял из прокурора, прокурора по кадрам, прокурора по местам заключения, секретаря и следующих подразделений: управления делами, уголовно-следственного отдела, уголовно-судебного отдела, гражданского отдела жалоб и особого сектора. В штате было около сорока человек.

По нынешним временам это немного, но даже такому небольшому количеству людей приходилось экономить бумагу. Сейчас это может вызвать недоумение, но тогда, действительно, приходилось рачительно пользоваться этим важным ресурсом. Вот строки из приказа по прокуратуре ДАССР от 10 марта 1938 года: «В целях экономии бумаги... во всех случаях составления черновиков использовать оборотную сторону... Машинисткам ни в коем случае не допускать оставления больших боковых и продольных полей...».

В суровые и тревожные дни ВОВ прокуратура Дагестана продолжала свои нелегкие будни. Возглавлявший в начале войны прокуратуру республики В. Грешнев издал приказ, запрещавший сотрудникам покидать здание прокуратуры без его личного или же заместителя разрешения.

В то время Коммунистическая партия и Правительство СССР огромное значение придавали поддержке семей военнослужащих, пострадавших на фронтах. К примеру, в феврале 1942 года была проверена деятельность прокуроров Сергокалинского, Каякентского, Казбековского и некоторых других районов. И выяснилось, что ими «недостаточно выполнялись директивы прокуратуры». Так, имела место несвоевременная выплата пособий. Более того, в Левашинской райпрокуратуре заявления семей военнослужащих о выплате пособий не рассматривались месяцами. Прокурору района Курбанову был объявлен выговор, а остальные горрайпрокуроры были строго предупреждены о недопустимости подобных фактов.

Во время Великой Отечественной войны в Дагестане имелись случаи дезертирства. Органы прокуратуры Дагестана держали под контролем каждый такой случай. Кроме этого, бдительность приходилось проявлять во всех сферах жизни, в том числе в экономике и на производстве. Ведь тогда, действительно, имели место вредительство, саботаж и другие проявления противодействия властям в военное время.

В январе 1944 года в махачкалинской прокуратуре произошло ЧП: исполнявшая обязанности помощника прокурора города Ю. Пономарева выдала хлебный талон на 700 г. из карточки, изъятой по уголовному делу. Коллеги расценили это как дискредитацию чести мундира. Прокурор республики Х.-М. Хашаев своим приказом отстранил Ю. Пономареву от должности.

Победоносно закончилась Великая Отечественная война. Органы прокуратуры Дагестана приступили к работе в условиях мирного времени. Однако это не означало, что проблемы, которые приходилось решать в военное время, сразу же исчезли. Не были ликвидированы бандиты, задержаны дезертиры в Цумадинском и Ботлихском районах, граничащих с ЧИАССР, а также в Веденском и других районах Чечни.

В это довольно сложное послевоенное время прокурором Веденского района (он относился тогда к ДАССР) был назначен Гайдархан Мухамедов, ранее работавший прокурором Цумадинского района. Он стал свидетелем многих напряженных конфликтов, возникавших в ходе борьбы с бандитами.

Как показывает время, бдительными нужно быть не только при антибандитских операциях, но и в повседневной работе. В марте 1946 года специально созданной комиссией было проверено состояние трудовой дисциплины в центральном аппарате и в махачкалинской городской прокуратуре. Помимо замечаний по поводу опозданий на работу, отдельная глава была посвящена бдительности. Комиссия зафиксировала, что одна из работниц «ушла из приемной, оставив на столе всю почту, поступившую на имя прокурора республики».

Серьезное внимание в эти годы уделялось подготовке и повышению профессионального уровня сотрудников прокуратуры. Так, в апреле 1946 года слушателями трехмесячных юридических курсов при прокуратуре ДАССР были зачислены 17 человек.

После Х.-М. Хашаева, проработавшего прокурором до 29 ноября 1946 года, прокурором ДАССР стал А. Иванов. Александр Гаврилович Иванов до этого занимал должность заместителя прокурора Читинской области по спецотделам. Судя по документам, новый прокурор начал работу с укрепления трудовой и производственной дисциплины. Иванов проработал прокурором ДАССР до 30 мая 1950 года. Затем он был назначен прокурором контрольно-инспекторской группы прокуратуры СССР.

Дело, от которого мурашки по коже, расследовала прокуратура в 1947 году. Это дело является показательным примером для современных следователей…

В доме №65 по улице Советской в Махачкале, под лестницей, был обнаружен труп задушенного новорожденного ребенка. В тот же день прокурор Советского района Махачкалы юрист 2-го класса Радионов при тщательном осмотре трупа совместно с судмедэкспертом обнаружил, что рот умерщвленного ребенка забит бумагой. При исследовании извлеченных изо рта трупа бумаг Радионов установил, что на ней запись: «Тетрадь для контрольных работ по русскому языку ученицы 6-го класса школы №13 Васюковой Р. А.». Принятыми мерами, в том числе в ходе допросов Васюковой и ее родственников, Радионов пришел к выводу, что убийцей новорожденного ребенка является Евгения Яковлева, старшая сестра Васюковой. В связи с этим Яковлева была подвержена медицинскому обследованию. Врачебная экспертиза подтвердила догадки юриста Яковлева. Под тяжестью улик она призналась в содеянном и объяснила мотивы, побудившие ее пойти на это страшное преступление. За инициативу и оперативность прокурор республики А.Г. Иванов объявил прокурору Советского района г. Махачкалы Радионову благодарность. Этот случай, кстати, стал предметом обсуждения на оперативных совещаниях.

В начале 50-х годов прокурором ДАССР стал Николай Васильевич Болдырев, бывший учитель из селения Таловка Астраханской губернии. При нем продолжалось дальнейшее совершенствование методов и практики надзора дагестанских прокуроров, дальнейшее повышение квалификации. В это время произошли различные изменения и в штатном расписании в сторону увеличения контингента. В номенклатуру прокуроров автономных республик, краев и областей были введены должности секретарей и секретарей-машинисток.

Болдырев не упускал из поля зрения вопросы рассмотрения жалоб и заявлений граждан. Отличившихся поощрял, нерадивых наказывал. Руководителей оперативных отделов обязали не реже одного раза в квартал производить всестороннюю проверку состояния учета и движения жалоб и заявлений граждан.

Затем прокурором республики был назначен Н.И. Сапожников – человек честный, деловой, строгий, исключительно справедливый.

В апреле 1962 года на должность прокурора ДАССР заступил Ахмед Гаджиевич Пакалов, который внес огромный вклад в укрепление законности в республике. Пакалов был человеком сложной судьбы: в 1937 году по сфабрикованному обвинению в антисоветской деятельности он был осужден к 10 годам лишения свободы. В том числе были приговорены к различным срокам лишения свободы и его родственники. В 1942 году Ахмед Пакалов был призван в Красную Армию, уже после войны окончил с отличием Саратовский юридический институт и был направлен на работу в прокуратуру ДАССР.

С 1971 по 1985 год прокурором ДАССР был Магомед Магомедович Ибрагимов, на эту должность он пришел будучи первым секретарем Гунибского райкома КПСС.

С 1985 по 1992 год прокурором Дагестана работал Салман Таймасханович Гаджимагомедов, своей основной задачей на начало трудовой деятельности он считал укрепление кадров, ибо «либерализация» и «демократизация» общества во многом негативно сказалась и на работе прокуратуры республики.

С 1992 года по 1995 год прокурором республики был Магомед Мирзаевич Мирзаев. Работая на этой должности, он проявил организаторские способности, умение руководить коллективом, принимать в сложившейся обстановке, в том числе и экстремальной, правильное и объективное решение. Все это дополнялось внимательным и чутким отношением к подчиненным и самокритичностью. В годы работы Магомеда Мирзаевича главной проблемой стал резкий рост насильственных и корыстных преступлений, умышленных убийств, похищение людей, захват заложников. Бандитизм и коррупция стали прямой угрозой обществу и каждому гражданину, малочисленный аппарат прокуратуры не справлялся с возрастающим объемом работы. Магомед Мирзаев вместе с коллегами добился создания специального отдела по расследованию убийств и других тяжких преступлений, в результате чего раскрываемость убийств поднялась до 80 процентов.

На 1990 г. прокуратура ДАССР имела следующую структуру:

– организационно-контрольная служба,

– отдел особого и общего делопроизводства,

– отдел кадров,

– отдел писем,

– группа по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний,

– управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах прокуратуры,

– управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью органов милиции;

отделы:

– по надзору за расследованием особо важных дел,

– по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам,

– по надзору за законностью постановлений судов по уголовным делам,

– по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности,

– по оперативному учету и статистике,

– по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних,

– планирования, труда,

– финансового, бухгалтерского учета и отчетности.

В подчинении прокуратуры в 1994 году находилось 50 районных и городских прокуратур.

С октября 1995 года по 2006 год прокурором республики работал И.М. Яралиев, на его долю выпали нелегкие годы в истории России, Дагестана и органов прокуратуры Республики Дагестан.

В структуре прокуратуры РД в 1994-1999 гг. произошли большие изменения: был расформирован отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью органов милиции. Было создано Управление по расследованию преступлений, состоящее из отделов по расследованию убийств и бандитизма и по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений. Были организованы также отдел криминалистики, служба правового обеспечения, группа по надзору за исполнением законов на транспорте и таможенных органах, подразделение по надзору за процессуальной деятельностью УФСКН по РД, отдел собственной безопасности и физической защиты.

Большую работу пришлось выполнить дагестанской прокуратуре в 2000 году для того, чтобы восстановить верховенство федеральных законов над региональными. А такие перекосы появились в середине 80-х и 90-х годов в ходе перестройки и реформ. Для устранения выявленных в этой области нарушений было принесено 8 протестов, внесено 11 представлений, в Верховный суд Республики Дагестан заявлено 21 требование о признании недействительными некоторых правовых актов, инициирован ряд предложений перед Генеральной прокуратурой РФ о приведении в соответствие федеральным законам нормативных актов РД.

21 июля 2006 генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка назначил старшего советника юстиции Игоря Ткачёва прокурором Республики Дагестан.

4 августа 2009 г. – в Дагестане назначили нового республиканского прокурора, им стал Андрей Назаров – бывший заместитель прокурора Челябинской области.

25 апреля 2013 года – должность прокурора Республики Дагестан занял советник юстиции 3-го класса Рамазан Абдусамадович Шахнавазов, уроженец Сергокалинского района Дагестанской АССР.

С 2019 года по настоящее время прокуратуру Республики Дагестан возглавляет Алексей Владимирович Ежов.

Итак, в разное время прокурорами республики работали: Александр Гаврилович Иванов (1948-1950 гг.); Николай Васильевич Болдырев (1950-1953 гг.); Николай Иванович Сапожников (1953-1962 гг.); Ахмед Гаджиевич Пакалов (1962-1971 гг.); Магомед Магомедович Ибрагимов (1971-1985 гг.); Салман Таймасханович Гаджимагомедов (1985-1992 гг.); Магомед Мирзаевич Мирзаев (1992-1995 гг.); Имам Музамудинович Яралиев (1995-2006 гг.); Игорь Викторович Ткачёв (2006-2009 гг.), Андрей Иванович Назаров (2009-2013 гг.), Рамазан Абдусамадович Шахнавазов (2013-2018 гг.), Денис Геннадьевич Попов (2018-2019 гг.), оставившие заметный след в развитии республиканской прокуратуры.

Последние десятилетия были для всей России и Дагестана годами масштабных перемен. Смена политического и экономического устройства, принципиальные изменения в идеологии, правосознании граждан не могли не вызвать изменений и в работе органов прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, являясь органом федеральной государственной власти, в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, осуществляет надзор за соблюдением законности и правопорядка в России.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела