"

Число жалоб и обращений к омбудсмену в Дагестане в 2013 году увеличилось на 4%

Фото:
1034
6 минут
Число жалоб и обращений в аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2013 году увеличилось на 4%, сообщили РИА «Дагестан» в аппарате.

«В 2013 году уполномоченным и сотрудниками его аппарата было принято 1 199 обращений граждан, среди них коллективных жалоб – 36 (210 граждан). Увеличение общего числа обращений по сравнению с 2012 годом составило 4%. По электронной почте (посредством сайта (www.dagombu.ru) через интернет-приемную), из средств массовой информации и по телефону поступило 318 письменных обращений и 19 заявлений», – отметил собеседник.

Из 1 199 обращений, поступивших в 2013 году, на 897 обращение даны разъяснения и оказана квалифицированная юридическая помощь, 302 принято к рассмотрению. В ходе рассмотрения обращений граждан уполномоченным было направлено 357 запросов (обращений) в органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные и судебные органы. Из 302 обращений, принятых к рассмотрению, закончено производство по 252. Рассмотрение остальных обращений находится на контроле.

Что касается эффективности работы по восстановлению прав заявителей, то права граждан восстановлены по 93 жалобам, что составляет 29% от числа принятых к рассмотрению заявлений.

Территориальное распределение жалоб в 2013 году, как и их тематика, не претерпели существенных изменений. По-прежнему из городов Республики Дагестан поступило большинство обращений – 849, из районов – 334, из других субъектов Российской Федерации – 16. Среди городов столица Дагестана сохранила лидерство по количеству поступивших обращений – 643. Из районов республики наибольшее количество обращений пришлось на Ногайский район – 40.

Из других субъектов Российской Федерации поступило 16 обращений: городов Москвы и Волгограда, Республики Калмыкия, Чеченской Республики, Республики Чувашия, Ставропольского края, Тюменской области, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Чаще всего вмешательства требовали нарушения социальных прав граждан, которые составили содержание 610 обращений, то есть более половины всех поступивших (51% от общего числа жалоб). В этой категории превалируют жалобы на нарушения прав граждан на жилище – 204 обращения. Не получали своего разрешения и по-прежнему актуальны проблемы, связанные с неисполнением государством своих обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также очередников в муниципальных образованиях, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Большое число жалоб к Уполномоченному из года в год связано с некачественным предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в республике. В истекшем году их количество возросло на 75% по сравнению с 2012 годом – до 107 жалоб.

Нерешенными для многих граждан по-прежнему остались проблемы переселения из аварийного ветхого жилья, выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество, поврежденное в результате стихийных бедствий либо террористических актов (21 обращение).

Число обращений, касающихся соблюдения прав заявителей на социальное и пенсионное обеспечение, в частности, при назначении пенсий, пособий, назначении мер социальной поддержки, в сравнении с предыдущим годом уменьшилось на 36%, составив в итоге 107 обращений.

Вместе с тем число жалоб на нарушения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, связанных как с проблемами льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами, установления группы инвалидности, так и с недовольством качеством медицинского обслуживания, возросло до 55 обращений (в 2012 году – 37), что свидетельствует, в частности, и о возросшей правовой активности населения.

Доля обращений по вопросам охраны материнства и прав детей в 2013 году достигла 12% от числа жалоб на нарушение социальных прав, увеличившись на 138% (72 обращения против 29 в 2012 году). Содержание их составили нарушения прав детей-сирот при постановке на учет для обеспечения жильем, установлении опеки и попечительства над детьми, а также обращения многодетных и одиноких матерей с просьбой оказать содействие в определении их детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

В сфере реализации права граждан на образование в 2013 году поступило 44 обращения в адрес уполномоченного, что на 37% больше по сравнению с прошлым годом. В ряде из них указывалось на нарушение права на дошкольное образование, образование детей-инвалидов, обучение в средних образовательных и высших учебных заведениях.

Доля жалоб на нарушения гражданских (личных) прав и свобод в 2013 году в почте Уполномоченного составила 31% от общего количества обращений (369 обращений против 457 в 2012 году – уменьшение – 24%). В данной категории количество жалоб на действия (бездействие) сотрудников правоохранительных органов составило 259 (в 2012 году – 321 обращение), в том числе на необоснованное привлечение к уголовной ответственности – 67, непринятие мер к раскрытию преступлений, волокиту при расследовании уголовных дел – 36, незаконные обыски, аресты или задержания – 32, отказ в возбуждении уголовных дел – 28, недопуск адвоката к подзащитному – 8. В истекшем году доля жалоб на применение в отношении заявителей либо их близких родственников незаконных методов ведения следствия уменьшилась в сравнении с показателями прошлых лет (в 2012 году – 35 обращений, в 2011 году – 27) и составила 6% от числа обращений на нарушение личных прав (22 обращения).

К Уполномоченному поступило 10 обращений граждан о похищениях их родственников.
Действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, связанные с неисполнением решений судов, явились поводом для 28 обращений граждан.

От осужденных в адрес Уполномоченного поступило 38 обращений по вопросам необоснованного перевода в исправительные учреждения, расположенные за пределами Республики Дагестан, неоказания надлежащей медицинской помощи, незаконного водворения в штрафной изолятор, карцер.

В прошедшем году поступили жалобы на отказ в выдаче паспортов гражданина Российской Федерации – 10, в установлении гражданства – 8, в связи с ограничением въезда (выезда) на территорию Российской Федерации – 1.

О нарушениях права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство сообщалось в 110 жалобах (2012 год – 136), что составило 30% от числа обращений на нарушение личных прав. На просьбы заявителей об оказании содействия в отмене незаконных, по их мнению, приговоров либо решений судов, Уполномоченный, учитывая недопустимость вмешательства в деятельность судебных органов, разъяснял им возможные средства и методы дальнейшей защиты своих прав путем обжалования соответствующих судебных актов.

Среди 220 жалоб к Уполномоченному на нарушение экономических прав граждан в 2013 году больше половины обращений (117) содержали просьбы о содействии в восстановлении нарушенных прав на труд и справедливое вознаграждение за него, в частности, из-за невыплаты заработной платы – 33, незаконного увольнения с работы – 25 обращений. В остальных 103 жалобах сообщалось о нарушениях права частной собственности на имущество.

Важным средством обеспечения реализации права гражданина на обращение к уполномоченному являются выездные приемы. В 2013 году омбудсменом Дагестана проведены выездные приемы граждан в Кайтагском, Ногайском и Рутульском районах республики. Для эффективного и оперативного рассмотрения обращений к участию в приеме граждан приглашались депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, привлекались сотрудники администраций указанных муниципальных образований. Были проведены встречи с главами сельских поселений данных районов, на которых ими поднимались актуальные проблемы соответствующих населенных пунктов.

«Анализ полученных в ходе выездных приемов обращений свидетельствует, что сфера социальных и экономических отношений в республике содержит отдельные неразрешенные системные проблемы, затрагивающие интересы значительного числа компактно проживающих людей», – отметили в аппарате.

В 2013 году организована работа следующих телефонных горячих линий: «Все о правах абитуриентов», «Права граждан в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг», «Все о правах детей» (приурочена к Всероссийскому дню правовой помощи детям). По результатам рассмотрения поступивших 183 телефонных звонков обратившимся даны разъяснения, ряд обращений разрешен положительно, а часть обращений взята на контроль и по ним направлены запросы в компетентные органы.

Новости раздела