Магомед Толбоев: Полет на волоске от смерти

762
3 минуты

Ко Дню Героев Отечества, который отмечается в России 9 декабря, РИА «Дагестан» публикует материалы о героях, уроженцах республики. Одним из них является Магомед Толбоев – Заслуженный лётчик-испытатель, доктор технических наук. 

Толбоев родился 20 января 1951 года в ауле Согратль Гунибского района. После школы поступил в Высшее военное авиационное училище в Ейске. По окончании получил диплом с отличием. Служил в авиачастях в Одесском военном округе и группе советских войск в Германии, освоил несколько типов самолетов.

В 1981 году Толбоев окончил школу летчиков-испытателей Летно-испытательного института Министерства авиационной промышленности СССР, в 1984 году – Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. С 13 ноября 1985 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. После сдачи зачетов, 5 июня 1987 года, решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

С 1987 года проходил подготовку по программе "Буран", в ходе которой отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154. 12 января 1994 года Толбоев ушел из отряда космонавтов и уволился из ЛИИ в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации.

Толбоева называют «человеком уникальной живучести». Однажды, взлетев на Су-7Б, при переходе на сверхзвук у истребителя случился помпаж – срыв работы турбореактивного двигателя. У Толбоева была возможность выпрыгнуть с парашютом, но он выбрал другой путь: удержал управление, выпустил шасси и стал искать поле для посадки. Истребитель был спасен и после ремонта вновь взлетел. Летчик сломал при жесткой посадке нос и позвоночник.

Похожая ситуация была с истребителем четвертого поколения Су-27. Он считается наиболее надежной машиной. В процессе отладки и испытаний участвовал Магомед Толбоев. Как вспоминает заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Гордеев, в один день, когда Су-27 пошел на разгон, на скорости развалился киль. Ситуация была смертельно опасна. Толбоев почувствовал удар, но двигатели работали нормально. Летчик резко набрал высоту, выскочив на шесть тысяч метров. Тогда на Су-27 не было приборов, позволявших видеть машину целиком, в связи с чем, не заметив явных повреждений, он развернулся и спокойно сел. Позднее об этом инциденте писали: вновь пролетел на волосок от смерти.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Магомед Толбоев в 1992 году был награжден медалью Героя России. 

Общественно-политическая деятельность

В декабре 1993 года Толбоев был избран в Государственную Думу РФ 1-го созыва по Махачкалинскому одномандатному избирательному округу №11. Являлся заместителем председателя Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике.

В июле 1994 года, в ходе Конституционного Собрания РД, был выдвинут кандидатом на должность Главы Дагестана - Председателя Госсовета. Толбоев набрал 36,8% голосов, заняв второе место.

С июля 1996 по 1998 год был секретарем Совета Безопасности Республики Дагестан. С 1997 года – почетный Президент Международного аэрокосмического салона МАКС.

В настоящее время Толбоев продолжает общественную работу в торжественных мероприятиях, форумах, выставках во благо предприятий республики.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела