"

ОАО «Концерн КЭМЗ» – предприятие авиационной промышленности

Фото:
3879
8 минут

Дагестан после развала Советского Союза сумел сохранить не много флагманских предприятий. О тех, которых уже не существуют больше, мы не станем писать. В этом материале мы расскажем о Кизлярском электромеханическом заводе, который не просто «выжил» в те критические времена, но и поднялся на новый современный уровень.

Изначально Концерн «КЭМЗ», основанный в 1962 году, специализировался на разработке и изготовлении комплексов наземного контроля и диагностики летательных аппаратов, бортового оборудования и различных товаров народного потребления. Подробнее – ниже.


Сегодня ОАО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» - это одно из крупных предприятий страны, развивающееся, создающее новые рабочие места, постоянно осваивающее новые изделия как специального, так и гражданского назначения, выполняющее Государственные оборонные заказы. Завод входит в структуру Государственной Корпорации «Ростех» и включен в перечень стратегических предприятий России.

Жителям Дагестана сегодня сложно найти достойную работу с полным социальным пакетом. И потому любое предприятие, будь это будка с шаурмой, приветствуется в республике, потому что она может дать три-пять налогооблагаемых рабочих мест. А на КЭМЗе сегодня работают не 10, и не 100 человек, а 2 тыс. жителей Кизляра и кизлярского района! В цехах Концерна «КЭМЗ» сегодня можно встретить как взрослых инженеров и рабочих, так и юношей и девушек, которые вчера получили на руки свои дипломы и, стоя рядом со старшими специалистами, обучаются навыкам. Треть персонала – молодежь до 30 лет. В Дагестане, наверно, это единственное предприятие, где работает столько молодых специалистов!

Деятельность предприятия

Чем же спустя 30 лет после развала Союза занимается Кизлярский электромеханический завод? Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство и реализация: наземных средств эксплуатационного и диагностического контроля самолетов и вертолетов, бортового оборудования для авиационной техники, оборудования для обслуживания аэродромов и летательных аппаратов, летательных аппаратов гражданского назначения, балочных держателей, авиационных катапультных и пусковых устройства для ЛА, деталей и сборочных узлов для авиационных двигателей, комплектующих для автомобильной промышленности, быстровозводимых мостовых конструкций - САРМ, УМК, электротрансформаторов для энергетической отрасли, изделий для комплектации лифтов, товаров народного потребления.


Примечательно, что за счет собственных средств предприятия реализована масштабная программа реконструкции, технического переоснащения, модернизации и создания новых производственных мощностей на современном техническом уровне. Внедрен парк токарных и фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением – более 400 единиц.

Большое внимание уделяется внедрению прогрессивных методов металлообработки: приобретены новые станки с программным управлением для гидроабразивной, лазерной, плазменной резки металлов, я также координатно-пробивные пресса для листовой обработки с ЧПУ.

Произведена реконструкция и техническое перевооружение литейного производства. Введены в эксплуатацию новые индукционные сталеплавильные печи, камерные термические печи, установка для термообработки цветных металлов.

На кузнечном участке смонтированы новые паровоздушные молоты. Центральная заводская лаборатория переведена на новые площади с созданием новых участков и внедрением передового лабораторного оборудования производства ведущих мировых фирм. В гальваническом цехе внедрены новые линии с автоматическими операторами. Для проведения приемо-сдаточных и квалификационных испытаний реконструирован испытательный центр.   


Сегодня предприятием налажен выпуск современной высокотехнологичной продукции. Так, Концерн КЭМЗ успешно реализовал проект по освоению и постановке на производство в кратчайшие сроки 13-ти стратегически важных для МО РФ изделий в рамках импортозамещения для авиационной техники: авиационные катапультные и пусковые устройства, балочные держатели, замки, пульты регламентного контроля – в рамках ГОЗ.

С промышленным потенциалом Концерна КЭМЗ 18 февраля ознакомился врио главы Дагестана Сергей Меликов.

Концерн «КЭМЗ» взаимодействует с крупными предприятиями мирового уровня, такими как ПАО «OAK», АО «РСК «МиГ», ПАО «Компания «Сухой», АО "ГосМКБ "Вымпел" им. И.И. Торопова", АО "Рособоронэкспорт", ПАО «Корпорация «Иркут», ПАО «Туполев» и многими другими. Сотрудничество с АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» дало возможность КЭМЗу выйти на новый технический уровень. В настоящее время ведутся работы по освоению и сертификации универсальных внутрифюзеляжных катапультных устройств УВКУ-50Л, УВКУ-50У.

Авиационное двигателестроение

В кооперации с АО «ОДК-Климов», АО «Уральский завод гражданской авиации» и АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» выполняются работы по совершенно новому направлению для предприятия - «Авиационное двигателестроение», в рамках которого реализуются проекты по освоению и производству деталей и сборочных единиц авиационных двигателей ВК-2500, ВК-800, ВК-650, ТВ7-117 и АПД-80.


В рамках Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности 2013 – 2024гг.» и Протоколов совместных работ с ПАО «КАМАЗ» для перспективных автомобилей КАМАЗ с кабиной К5 и электробусов разработана Комплексная инвестиционная программа по освоению производства, испытаний и постановки на серийное производство изделий для автомобильной промышленности на 2019 – 2024гг.

Кроме того, по линии энергетической отрасли на КЭМЗе идет освоение производства и сертификация силовых электротрансформаторов мощностью 250 и 400 кВА.

По товарам народного потребления освоены и проходят испытания отопительные котлы с отапливаемой площадью до 10 тыс. кв. метров для организаций и учреждений.

Реализация комплексной программы по развитию малой авиации

Концерн КЭМЗ, как предприятие по созданию конкурентоспособной авиационной техники, в 2019 году включен в Государственную программу Российской Федерации (ГП РФ) «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025гг.» в области малой авиации.


Для реализации задач и приоритетов ГП РФ на Заводе разработан проект «Концепция развития малой авиации в Республике Дагестан и расширения сферы авиационных услуг в СКФО».

На базе ОАО «Концерн КЭМЗ» создана авиакомпания «КЭМЗ-АВИА», которая в 2020 году получила Сертификат эксплуатанта сроком на 3 года.

«Мы можем выполнять на самолете Ан-2 съемочные, лесозащитные работы и работы по химобработке полей и фермерских хозяйств сельхозпроизводителей и для нужд Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД. На том же самолете уверенно можно совершать транспортные полеты и прыжки парашютистов», – рассказал РИА «Дагестан» генеральный директор ООО «КЭМЗ-АВИА» Муслим Гасанов.

Предприятие имеет три воздушных судна Ан-2, самолет МАИ-411 собственного производства и другие воздушные суда, а также сертификат эксплуатанта и полный комплект оборудования для проведения авиационных работ по химической обработке сельскохозяйственных угодий.

Проекты создания многоцелевого четырехместного двухдвигательного самолета МАИ-411 из композиционных материалов и многоцелевого пятиместного вертолета АП-55, реализуемые Концерном КЭМЗ, вошли в проект Концепции развития малой авиации в Дагестане.


По проекту многоцелевого вертолета АП-55 в кооперации с ведущими конструкторскими бюро и авиационными заводами России ведутся опытно-конструкторские работы по освоению производства деталей и сборочных узлов для сборки первого опытного образца вертолета.

Для окончательной сборки самолетов и вертолетов построен и в январе 2021 года введен в эксплуатацию корпус площадью более 10 тыс. кв. м. с прямым выходом на взлетно-посадочную полосу. 

В настоящее время компания планирует приступить к опытной эксплуатации самолетов МАИ-411 собственного производства ОАО «Концерн КЭМЗ» после получения сертификата типа.

«МАИ-411 – это первый самолёт, на базе которого будет выпускаться уже серийно другие самолёты с большим коэффициентом качества. На этом самолете мы налетали около 150 часов. Первые самолеты – это начальная фаза для внесения изменений в конструкторскую документацию. И эти изменения мы уже внесли в новую документацию», – рассказал Гасанов.


Современный четырехместный дагестанский самолет успел три раза слетать в Москву. По словам нашего собеседника, объем баков позволяет совершать полеты на расстоянии 1,5 тыс. км.

«Участвовали в международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, где этот самолёт высоко оценили специалисты летно-испытательного центра Москвы. Он многим нравится», – сказал Муслим Гасанов.

В 2018 году получен сертификат летной годности в соответствии с Федеральными авиационными правилами, и уже на «МАКС-2019» самолет участвовал в лётной программе и получил высокую оценку специалистов. В настоящее время, совместно с Московским авиационным институтом (МАИ) Концерн КЭМЗ продолжает работу по изготовлению трех опытных образцов самолёта для прохождения процедуры сертификации.

Туризм и межрайонные перелеты в Дагестане

Кроме выполнения авиационных работ, перед авиакомпанией стоит задача привлечь опытных авиационных специалистов из других регионов, а также задача подготовки молодых специалистов из числа местного населения с целью расширения сферы авиационных услуг.


«Для привлечения молодежи к авиационным видам спорта планируется открытие парашютного клуба. А для расширения географии полетов авиакомпания принимает активное участие в восстановлении и открытии новых посадочных площадок в Дагестане. За счёт собственных средств мы отремонтировали посадочную площадку в Кизляре длиною в 1450 метров, такую площадку длиною в 650 метров восстановили в селении Мачада Шамильского района на высоте 2200 метров», – сказал собеседник агентства

Кроме того, по его словам, ведутся работы по реконструкции взлетно-посадочной полосы длиною 600 метров неподалеку от села Голотль Шамильского района.

«В Дагестане было около 26 полноценных аэродромов со всей инфраструктурой, их, к сожалению, практически не осталось. И мы каждый раз отмечаем, что необходимо восстановить или создать новые посадочные площадки для того, чтобы выполнять гражданские полёты на территории республики. Ведь полёты на самолетах в три раза дешевле, чем на вертолётах», – сказал Гасанов.

Дагестан в последние годы все больше ассоциируется с туризмом. Здесь дагестанская авиакомпания может внести весомую лепту в развитии этого направления, создав авиационный кластер туризма. «КЭМЗ-АВИА» подарит туристам новую уникальную ветвь туристического отдыха.

ОАО «Концерн КЭМЗ» во главе с генеральным директором Ибрагимом Ахматовым оказывает авиакомпании значительную помощь с целью воссоздания и дальнейшего развития малой авиации в республике, в том числе социально значимого и необходимого для эффективного развития и функционирования транспортной системы сегмента рынка авиаперевозок.

В планах завода – и открытие в республике летного училища. Но пока у предприятия много других не менее важных задач, решения которых положительно скажутся на будущем нашего региона. На сегодня в России существуют несколько училищ, которые выпускают профессиональных пилотов – Краснокурское, Питерское, Ульяновское. 

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела