Махач Магомедов "Пандемия существенно изменила потребительское поведение, сблизив физическую и цифровую реальности"

6594
6 минут

Почта России находится в процессе цифровой трансформации из традиционного почтового оператора в первоклассную почтово-логистическую компанию. Сегодня это один самых крупных в стране почтовых операторов, состоящий из 42 тыс. отделений почтовой связи и более 64 млн. уникальных клиентов. С таким масштабом бизнеса не цифровизироваться просто невозможно. О том, как в республике проходит переход на цифровые сервисы Почты России и какую роль в их развитии сыграла пандемия COVID-19 корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал директор Управления федеральной почтовой связи РД Махач Магомедов.

- В период острой фазы пандемии, когда многие организации ушли на дистанционку, Почта России продолжала работать. Расскажите, пожалуйста, как вы пережили пандемию?

- Я бы сказал, продолжаем переживать. Почта России, как стратегическое предприятие РФ, несет социальную ответственность перед населением. Поэтому наши отделения не закрывались ни на один день. Конечно, на первых порах были сложности, но благодаря командной работе всех сотрудников управления, четко поставленным задачам нашего руководства и инструкциям Роспотребнадзора мы смогли в сжатые сроки перестроить работу на новый непривычный лад. В первую очередь, сделали все возможное для того, чтобы обезопасить наших сотрудников и клиентов: закупили все необходимые средства защиты, установили барьеры на операционных окнах, ограничили количество людей, одновременно находящихся в отделениях. В соответствии с распоряжением генерального директора Почты России Максима Акимова перевели часть сотрудников на удаленную работу, обеспечив доступ с домашнего компьютера или ноутбука к рабочему месту в офисе. Работников, достигших пенсионного возраста, мы отправили на самоизоляцию, при этом сохранив заработную плату. Чтобы минимизировать очереди в отделениях почтовой связи, организовали предварительную запись клиентов.

Основная нагрузка, к сожалению, пала на почтальонов, операторов связи и водителей – это наши герои, которые оказались на передовой.

- В рамках своей стратегии развития Почта России активно взялась за внедрение цифровых технологий. Насколько это оказалось актуально в период пандемии? 

- Коронавирус сыграл ключевую роль в развитии дистанционных сервисов, причем не только в республике, но и в других регионах. Пандемия существенно изменила потребительское поведение, сблизив физическую и цифровую реальности. Ежегодно нами обрабатывается в среднем 17,1 млн письменной корреспонденции и счетов, 3,7 млн посылок, включая мелкие пакеты и EMS-отправления. Помимо этого, почта оказывает ряд других услуг: почтовые переводы, платежи, подписка, выплата пенсий и социальных пособий, осуществляет розничную торговлю. Сегодня благодаря цифровым сервисам Почты России большинство услуг можно получать, не выходя из дома. Это удобно, а в условиях пандемии еще и безопасно для здоровья. К примеру, захотел отправить посылку, не надо идти в отделение почтовой связи. Достаточно зайти на сайт Почты России или в мобильное приложение и заказать курьера.

- Как сложившаяся ситуация повлияла на рост объема посылок в нашем регионе?

- За этот год пока рано подводить итоги. Но в прошлом году мы отправили и получили более 2,3 млн посылок, не считая мелкие пакеты, (рост 139% по сравнению с 2019 годом) и 181,4 тысячи EMS-отправлений (рост 123% по сравнению с 2019 годом). В 2020 году магистральным сортировочным центром всего было принято, обработано и отправлено по маршрутам более 19,9 млн почтовых отправлений. Если учесть, что в Дагестане проживает чуть больше 3,1 млн людей, то в среднем на одного жителя региона приходится 6 почтовых отправлений.

- Насколько вырос спрос на онлайн-услуги?

- Дагестанцы стали намного активнее пользоваться онлайн-услугами. Например,

по последним данным 289,5 тысяч жителей республики оформили простую электронную подпись (ПЭП). Сервис позволяет получать отправления, в том числе и заказные письма, без паспорта и каких-либо других бумажных документов, по коду в СМС-сообщении. Услуга значительно упростила процесс выдачи посылок и писем.

Более 100,8 тысяч дагестанцев подключили бесплатный сервис получения электронных извещений. Это именно те квитки-извещения о почтовом отправлении, по которому клиент получает посылку. Подключая эту услугу, клиент отказывается от получения бумажных извещений по форме №22. На мобильный телефон получателя приходит Push-уведомление или СМС-сообщение о том, что посылка или письмо находится в почтовом отделении.

- Какие возможности открываются у пользователя мобильного приложения?

- Мобильное приложение Почты России – это своего рода персональное почтовое отделение в смартфоне. Оно позволяет отслеживать почтовые отправления, получать оповещения об их перемещении, заказывать курьерскую доставку на дом, уточнять график работы почтовых отделений, получать дополнительные услуги "в один клик", оформить предоплаченные посылки для сдачи без очереди, предварительно записаться в отделение почтовой связи, отправлять заказные письма, оформить подписку на журналы и газеты, оплачивать коммунальные услуги, штрафы, налоги, купить товары на маркетплейсе, узнать информацию о вакансиях, а также оставлять отзывы о качестве обслуживания. Количество пользователей мобильного приложения растет изо дня в день.

- Махач Абдуллаевич, в рамках стратегии помимо цифровизации всех сервисов, какие планируются изменения?

- Всю свою историю почта менялась, исходя из потребностей и запросов людей. Но заметный скачок произошел за последние годы. В 2020 году стартовала новая стратегия развития, которая включает в себя несколько блоков: цифровую трансформацию, о которой мы уже говорили, затем модернизацию инфраструктуры, развитие логистики и улучшение условий труда. К 2030 году Почта России планирует стать лидером в сегменте почтово-логистических услуг, крупнейшим поставщиком социально-значимых услуг, привлекательным работодателем и клиентоориентированной компанией.

- Как эти изменения коснутся республики?

- Планируется создание крупного логистического центра в Махачкале, отделений почтовых связей нового формата, улучшение условий труда в действующих отделениях, повышение заработной платы работникам, установка постоматов в многоквартирных домах… К сожалению, этот процесс не быстрый, но шаг за шагом, и мы придем к своей цели.

- А сколько в республике действующих отделений связи?

- В Дагестане функционируют 430 стационарных и 9 передвижных почтовых отделений связи, махачкалинский магистральный сортировочный центр и Автобаза. У нас большой коллектив – более 3 тысяч работников почтовой связи.

- Почта России не боится конкуренции? В регионе достаточно фирм, оказывающих почтовые услуги, в том числе и доставку пенсии, и социальные пособия?

- Здоровая конкуренция должна быть всегда. Каждый имеет право выбирать тот вид сервиса, который ему подходит. Но у нас масса преимуществ. Например, такой огромной клиентской базой не может похвастаться ни одна компания. Люди идут к нам, а значит доверяют. Более того, за последние годы количество пенсионеров, получающих пенсию на дому, значительно возросло. Для многих пожилых людей наш почтальон – не просто человек, приносящий письмо или пенсию, это еще и друг, помогающий в трудную минуту: принести продукты, оплатить коммунальные услуги и, в конце концов, просто перекинуться последними новостями. 

- Махач Абдуллаевич, прежде чем перейти к завершению хотелось бы поздравить вас, а в вашем лице и всех сотрудников с прошедшим праздником - Днем российской почты.  Как в управлении отметили профессиональный праздник?

- Благодарю за поздравление. Как правило, ко Дню почты мы проводим ряд мероприятий с приглашением почетных гостей, отмечаем отличившихся сотрудников, вручаем грамоты, благодарности и премии от Почты России и Минцифры РФ. Но, к сожалению, из-за пандемии короновируса мы ограничились только награждением в узком кругу сотрудников. Самый ценный ресурс Почты России – это люди, ежедневно вносящие неоценимый вклад в развитие компании, оказывающие социально-значимые услуги населению и обеспечивающие бесперебойную работу даже в период кризиса, как в случае с пандемией. Поэтому в данной ситуации не отметить наших сотрудников, на мой взгляд, было бы неправильным. По возможности стараемся поощрять.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела