"

Научную сессию по итогам экспедиционных исследований в 2015-2016 годах дагестанские археологи посвятили 80-летию Омара Давудова

Фото: Альберт Токаев
1418
7 минут
Научная сессия, посвященная итогам экспедиционных исследований в 2015-2016 годах, прошла 14 апреля в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук. Вторую по счету итоговую конференцию, которая проводится через каждые два года, посвятили одновременно известному археологу – кавказоведу Омару Давудову, которому 24 марта 2017 года исполнилось 80 лет.

Открывая сессию, врио директора Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Махач Мусаев сообщил, что в 2018 году исполнится 50 лет как Омар Давудов работает в институте, 20 лет являлся заместителем директора Института ИАЭ по научной работе. Основал академический журнал «Вестник Института истории, археологии и этнографии» и 10 лет являлся его ответственным редактором и руководителем. Автор многочисленных научных работ, в том числе монографических исследований. Основное направление научно-исследовательской работы Омара Давудова – археология Кавказа раннежелезного века и албанского времени.

Подробнее о жизненном пути и научных достижениях ученого рассказал врио заместителя директора ИИАЭ ДНЦ РАН Амир Наврузов. Он отметил, что трудовая деятельность Омара Давудова сложилась удачно. С 1968 года он работает в одном учреждении - Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. С 1995 года по 30 мая 2015 года он занимал должность заместителя директора Института ИАЭ по научной работе, в настоящее время является главным научным сотрудником. Омаром Давудовым написано и издано более 260 работ, в том числе 17 монографий, учебников и учебных пособий. Помимо этого, он был редактором и составителем более 20 фундаментальных научных работ. Под его редакцией за 11 лет вышли 44 номера ежеквартального журнала «Вестник Института истории, археологи и этнографии».

«Ему удалось разработать концепцию истории и археологии Северо-Восточного Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа, а также албанского времени. Все это сделано на основании множества археологических памятников, открытых самим Омаром Маламагомедовичем и его коллегами. Ему также удалось открыть, изучить и интерпретировать зандакскую и мугерганскую археологические культуры эпохи поздней бронзы и раннего железа, расположенные на территории Северо-Восточного Кавказа. Причем эта территория определена им как регион, где последовательно, в пределах одних и тех же рубежей с мезолитической эпохи развиваются различные археологические культуры, связанные между собой преемственными узами. Это положение позволяет решить проблему этногенеза и этнической истории дагестанских народов. Омар Давудов выделил этапы развития археологических культур, для эпохи раннего железа реконструировал социальную структуру общества, политическую организацию, соответствующую «военной демократии», основы хозяйства и, прежде всего, земледелия, скотоводства и различных ремесел, осветил историю контактов с сопредельными племенами, особенно со степными кочевниками и цивилизациями Передней Азии», – отметил докладчик.

Наибольший резонанс получили его открытия и исследования Хосрехского святилища, оставленного раннескифскими племенами на территории высокогорного Дагестана, и материалы, привлеченные для его характеристики и историко-культурной интерпретации. Давудов был одним из инициаторов полемики вокруг проблемы хронологии и периодизации памятников Северо-Восточного Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа. В основном периодизация и хронология, предложенная Омаром Давудовым, принята, но отдельные археологические комплексы впоследствии получили уточнения в его же трудах и трудах его коллег.

Серия работ Давудова посвящена изучению духовной культуры населения Северо-Восточного Кавказа эпохи поздней бронзы и раннего железа, а также албанского и раннесредневекового времени. На основании семантики изобразительных мотивов, так называемых «бежтинских» пряжек, антропоморфных и зооморфных статуэток ему удалось реконструировать религиозные и мифологические представления населения, определить даты формирования отдельных фольклорных мотивов народов Дагестана, установить их истоки. К эпохе раннего железа отнесено формирование основ обычного права, регулирующего общественный быт, хозяйственные циклы, взаимоотношения между сельскими обществами и родоплеменными образованиями.

В ряде его исследований охарактеризованы бытовые и погребальные памятники Дагестана албанского времени. В них дана классификация бытовых памятников Дагестана: выделены крупные городища с цитаделями, определенные как города - административные, торговые и ремесленные центры, городища без цитаделей и неукрепленные поселения, являющиеся разновидностями сельских поселений (поселения сельских общин и тухумные поселения). В результате тщательно проведенного сравнительно-типологического анализа инвентаря в пределах Дагестана албанского времени, ему удалось выделить единую археологическую культуру с 8-ю локальными вариантами. С некоторыми из них сопоставляются этнические группы, являющиеся предками современных дагестанских народов, названия которых донесли до нас древние письменные источники. Эта археологическая культура включена им в состав Восточнокавказской историко-культурной общности, совпадающей с территорией древней Кавказской Албании. «Это большой вклад в науку, и он имеет большое значение для решения многих спорных вопросов древней истории и археологии, в том числе для решения проблемы северной политической границы Кавказской Албании», – заявил Наврузов.

Ряд работ Давудов посвятил характеристике этнокультурной ситуации Дагестана албанского времени. Выдвинутые им положения корректируют ранее господствовавшие представления о локализации на территории Дагестана предков современных народов Дагестана, а также удин и утидорсов (удины + аорсы). Предложенная им концепция получила признание специалистов.

Среди его научных открытий важное место занимают проблемы экономики, социальной и политической организации дагестанского общества албанского времени. Ему удалось обосновать положение о социальном организме, состоящем из аристократии, свободных общинников и незначительной прослойки неимущих и рабов. Политическая организация общества охарактеризована им как раннеклассовая, которая при своем дальнейшем развитии привела к феодализму. Это форма признана как составная часть восточного, азиатского способа производства.

Таким образом, Омару Давудову удалось реконструировать стройную и весьма документированную историю и археологию Дагестана эпохи поздней бронзы и раннего железа, а также албанского времени. Наиболее коротко, последовательно и обобщенно система его взглядов изложена в разделах «Истории Дагестана с древнейших времен до конца XV века» и в I томе двухтомной «Истории Дагестана с древнейших времен до наших дней».

Много усилий ему пришлось приложить на подготовку «Археологической карты Дагестана». В ней приведены очерки археологии Дагестана с древнейших времен до конца XV века. Предложена концепция археологии Дагестана, как исторической науки. Охарактеризованы все последовательно развивавшиеся археологические культуры на территории Северо-восточного Кавказа. Приведена также подробная библиография трудов по археологии Дагестана. «Археологическая карта Дагестана» стала справочным пособием для всех, кто занимается прошлым Дагестана, охраной и рациональным использованием памятников истории и культуры республики.

Особенно актуальны его работы по борьбе с фальсификацией истории и лженаукой на Северном Кавказе. Как заместителю директора института ему приходилось принимать участие в разработке основных направлений развития истории, археологии и этнографии в Дагестане.

Заведующий отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН, врио председателя ДНЦ РАН Муртазали Гаджиев в своем выступлении отметил, что ему Омар Давудов относится к тому старшему поколению археологов, которые заложили в Дагестане профессиональную археологическую школу и их исследования являются отправными для многих направлений археологии Дагестана, Восточного Кавказа и в целом Кавказа.

«Омару Маламагомедовичу его старшие коллеги выделили такой раздел истории, который им показался менее привлекательным – раннежелезный век. Но он сумел показать, что он гораздо интереснее и содержательнее, чем те, которые тогда остались за его более старшими коллегами. Раннежелезный век такое время, когда еще господствует преистория или доистория и уже начинаются проблески самой истории. То, что можно сделать в доистории на чисто археологическом уровне, – это суметь описать совокупность материальных остатков до уровня археологической культуры. И вы будете писать якобы историю и оперировать понятиями “тип”, “признак”, “культура”, и приходится говорить: “А где был человек, где были народы, события?”. А Раннежелезный век – это время, когда уже получается говорить не просто о вещах, историю вещей в эту эпоху можно превратить в историю людей, появляются названия племен, народов, территориальные границы. То есть не абстрактная история, а конкретный исторический анализ. Омар Маламагомедович оказался достоин этой возможности заниматься данной эпохой. Неоднократно он участвовал в создании учебников по истории Дагестана. Не ограничивался чисто археологическими исследованиями, какой-то период его деятельности выходили очерки о старших коллегах, многие из которых ушли из жизни. Свой юбилей Омар Давудов отметил как подобает академическому деятелю – изданием книги, посвященной духовной культуре. В ней исходный археологический материал такой, что книга не потеряет своей ценности никогда», – сказал профессор Хизри Амирханов.

Вторая часть сессии была посвящена подведению итогов экспедиционных исследований за два года. Всего было заявлено порядка 15 докладов, в том числе посвященных исследованию Дербентского поселения, раскопок курганов эпохи средней бронзы в окрестностях села Карабудахкент, археографическим и экспедиционным исследованиям и т.д.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела