"

Власти Дагестана готовят объездные пути на время реконструкции автодороги «Чалда-Карадах»

Фото:
3255
4 минуты
В Правительстве Дагестана созвали срочное совещание для выяснения ситуации вокруг автодороги «Чалда-Карадах», перекрытой для движения автотранспорта с 7 апреля текущего года. Забегая наперед, отметим, что дорогу откроют не скоро, в интересах безопасности населения.

Напомним, движение по автодороге республиканского значения «Чалда-Карадах» прекращено в связи с оползнем. Процесс заполнения водохранилища Гоцатлинской ГЭС вызвал ряд оползней в районе автодороги.

Сегодня власти республики обязали дорожников и энергетиков объявить населению горных районов, пользующихся ежедневно этой автодорогой, о временных неудобствах в связи с опасностью передвижения по аварийному участку.

Зампред Правительства РД Магомед Исаев, под чьим руководством проходило оперативное совещание, потребовал рассказать людям реальную ситуацию: без обмана и громких обещаний.

«Иногда горькая правда лучше, чем сладка ложь. Люди должны знать, что сложившаяся ситуация на этом участке автодороги очень сложная. Настолько сложная, что ее не решить ни за неделю-две, и даже ни за месяц. Поэтому для населения нужно подготовить удобную объездную дорогу», - отметил М.Исаев.

Он отметил, что на сегодняшний день есть три маршрута: «Чалда-Хунзах-Заиб», «Чалда-Гоцатль-Карадах» и «Гергебиль-Дарада-Мурада-Карадах». Но эти дороги нужно будет расширить для двустороннего движения легкового автотранспорта. Что касается грузового транспорта, то водителям придется временно ехать через «Гергебиль-Дарада-Мурада-Карадах».

Автомобильная дорога «Чалда-Карадах»  проходит по левому берегу водохранилища Гоцатлинской ГЭС. Рабочий проект на строительство дороги был разработан «Дагдорпроектом» в 1995 году. Строительство дороги выполнено в 1998-2003 годах.

Эта автомобильная дорога обеспечивает выезд на дороги, ведущие в Прикаспийскую низменность и к столице Республики Дагестан для жителей Цунтинского, Тляратинского, Шамильского и частично Хунзахского районов и Бежтинского участка.

В 2008 году между отделом Правительства РД по подготовке зон водохранилищ ГЭС и ОАО «Ленгидропроект» была выполнена работа по рекогносцировочному обследованию автодороги «Чалда-Карадах» как 1 этап реконструкции участков автодороги, нарушаемых созданием водохранилищ Гоцатлинской ГЭС.

Заполнение водохранилища, как прогнозировалось при техническом обследовании дороги, привело к негативному влиянию на конструктивные элементы дороги. Низовые откосы автодороги, подмоченные поднявшимся уровнем воды, пришли в движение и вызвали крупные оползневые процессы. С 7 апреля текущего года движение по дороге полностью перекрыто.

Согласно Водному Кодексу РФ, водохранилище является объектом государственной собственности и его подготовка должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.

По словам руководителя Дагестанского филиала Русгидро Тимура Гамзатова, без помощи федерального бюджета здесь не обойтись.

В свою очередь руководитель Дорожного агентства Республики Дагестан Загид Хучбаров, обращаясь к СМИ и населению, призвал не нагнетать и без того сложную ситуацию.
«Никто не ожидал такого. Это очень сложный участок дороги. Нужно проводить исследования породы и смотреть как она себя поведет. В этом деле спешки не должно быть. Дорогу нужно закрыть. Никто не может гарантировать по ней безопасный проезд. Это большой риск. Вибрационные движения транспорта ухудшают ситуацию», - отметил  Хучбаров.

Напомним, что в середине марта 2015 г. на автодороге «Чалда-Карадах» появились первые незначительные трещины, которые начинались на левой обочине дороги (со стороны водохранилища) и распространялись на протяжении 70 м, с выходом к подошве верхового откоса. За полотном дороги был установлен геодезический мониторинг, который показал ежедневное развитие трещин с динамикой 4-8 мм в сутки. В начале апреля динамика стала усиливаться и 7 апреля 2015 г. комиссией во главе с заместителем Председателя Правительства РД М.И. Исаевым, было принято решение о полном закрытии дороги до получения результатов геологического заключения, основанных на специальных изысканиях с расчетом общей устойчивости склонов. Уже 7-10 апреля текущего года стали появляться признаки оползневых процессов еще на трех участках. На 28 апреля 2015 г. при повторном обследовании автодороги было выявлено семь участков подверженных разрушениям.

С 7 апреля 2015 г. автодорога «Чалда-Карадах» остается закрытой. Движение автотранспорта переведено на альтернативные маршруты: «Чалда-Хунзах-Заиб», «Чалда-Гоцатль-Карадах» и «Гергебиль-Дарада-Мурада-Карадах», пригодные для грузового автотранспорта. Распоряжением Правительства республики уже выделены средства на проведение ремонтных работ объездных дорог в сумме 13 миллионов 200 тысяч рублей.

Завершая обсуждение, зампред Правительства РД Магомед Исаев призвал участников совещания в это же воскресенье направиться на участок для принятия дальнейших действий.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела