"

Сергей Меликов: «Вопрос воспитания комплексный, в тесной связи должны работать педагог, ученик, воспитатель и родитель»

Фото: РИА «Дагестан»
200
8 минут

КАСПИЙСК, 1 февраля – РИА «Дагестан». На площадке РЦО г. Каспийска Сергей Меликов провел заседание Совета при Главе Республики Дагестан по науке и образованию, где были обсуждены итоги Года педагога-наставника.

В нем приняли участие руководители образовательных учреждений, научные деятели, начальники городских и районных управлений образования, общественники, педагоги, учащиеся и их родители.

Участники мероприятия до официальной части мероприятия ознакомились с достижениями науки и образования республики, представленными на 22 экспозициях, расположенных в РЦО. Глава Дагестана Сергей Меликов также посетил выставку, где было представлено творчество учащихся: работы по ковроткачеству, робототехнике, росписи по дереву, ювелирному мастерству, кулинарному делу, национальным художественным промыслам, активно возрождаемым в Дагестане. Ряд стендов рассказывал о достижениях спорта, развитии одаренных детей («Кванториум», «Точка роста», IT-куб) и школьных движений («Движение первых», Юнармия).

На заседании, кроме подведения итогов Года педагога и наставника, также обсудили вопросы, посвященные Году семьи и развитии системы школьного и высшего образования в текущем году.

В ходе своего выступления Сергей Меликов напомнил, что родители и педагоги – это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно переоценить.

«Вопрос воспитания комплексный, здесь в тесной связи должны работать педагог, ученик, воспитатель и родитель. Главная задача современного образования – воспитать поколение самостоятельных, мобильных и востребованных членов общества», – сказал Глава РД.

Сергей Меликов отметил, что реализация задач образования невозможна без качественного преподавания и воспитания школьника, а педагог является главным источником качества обучения, развития и воспитания школьника.

«Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя. Я как военный человек подтверждаю это на сто процентов. Человек приходит защищать Родину с чувством патриотизма и гордости. А это закладывается в семье и развивается педагогами, теми школьными учителями, о которых говорит Президент. Это высокая значимость формирования у обучающихся чувства гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации», – сказал Глава региона.

В своем выступлении Сергей Меликов неоднократно подчеркивал актуальность и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Он напомнил, что в новый учебник истории России, по которому уже занимаются старшеклассники, в специальный раздел вписано имя первого Героя России на СВО Нурмагомеда Гаджимагомедова.

Глава РД обратил внимание глав муниципалитетов на необходимость обеспечения многообразия программ детского дополнительного образования.

«Говоря о воспитании молодого поколения, мы должны учитывать важность в этом плане дополнительного образования. Оно сочетает в себе функции воспитания, обучения, социализации, поддержки и развития талантливых и одаренных детей. Для государства важен каждый человек, в особенности в его юном возрасте, мотивированный на качественную учебу, достижение как собственных, так общественно значимых целей. Инструментом по достижению этих целей станет реализация программ дополнительного образования. При этом, конечно, нужно одинаково хорошо развивать науку, искусство и спорт», – сказал Меликов.

Вместе с тем Глава Дагестана выразил недовольство тем, что вузы Дагестана не наладили сотрудничество со школами. Слабое взаимодействие, по мнению руководителя республики, препятствует подготовке квалифицированных кадров уже со школьной скамьи.

«Если девочка в первом классе говорит, что хочет стать учительницей, закрепите у нее это желание. Приглашайте на День открытых дверей не меня, а тех, кому это полезно, – школьников. Определите среди этих 30 детишек тех, у кого загорелись глаза, берите их за руку и ведите дальше. И тогда вы получите новые кадры. А пока у нас вузы оторваны от средней школы», – обратился Глава региона к ректорам вузов.

Сергей Меликов также анонсировал реализацию проекта для выпускников дагестанских школ, суть которого – подарок родной школе, возможно, подаренной экипировкой для спортсменов или предметами для качественного обучения.

«Мы все когда-то оканчивали свои школы. Многие помнят своих первых учителей. И каждый из нас, не заглядывая в далекие перспективы и не пытаясь получить положительные комментарии в социальных сетях, если просто подарит своей школе теннисный стол, шахматную доску, экипировку для футбольной команды, это будет очень полезно. Мы вечные должники, навсегда обязанные своим учителям и наставникам», – рассказал Сергей Меликов.

Глава Дагестана жёстко раскритиковал решения районной администрации касательно школы в селе Шиназ. Здание было снесено еще до начала строительства новой школы, о комфортных условиях для обучения детей при этом в муниципальном управлении образования не позаботились.

С основным докладом по теме заседания выступил министр образования и науки РД Яхья Бучаев. Он заявил, что все 97 мероприятий Года педагога и наставника успешно проведены. В них было вовлечено более 700 тыс. педагогов, наставников, родителей и учащихся.

Работа велась по трем основным направлениям, обеспечивающим модернизацию образовательной инфраструктуры, развитие содержания и качества образования в целом, а также повышение профессионального мастерства и стимулирования педагогических работников и управленческих кадров системы образования.

Одним из значимых событий министр назвал учреждение в 2023 году по поручению Главы Дагестана новой формы поощрения педагогов, осуществляющих наставническую деятельность, – нагрудного знака «Почетный наставник сферы образования Республики Дагестан» и нагрудного знака «Династия педагогов Республики Дагестан», которым награждаются победители и призеры нового республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагогическая династия». Государственными и ведомственными наградами за истекший год были отмечены более 3 тыс. педагогов.

Бучаев также рассказал о внедрении новых мер материальной поддержки в рамках всероссийских профессиональных конкурсов педагогов, приоритетной задаче повышения престижа профессии педагога, организации психолого-педагогических классов, сохранении историко-культурного наследия Дагестана и создании инфраструктуры системы образования республики.

Яхья Бучаев напомнил, что, подводя итоги реализации Года педагога и наставника на Всероссийском совещании с участием руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ, министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил Дагестан в числе абсолютных лидеров по количеству введенных в эксплуатацию школ, детских садов и реализации программы капитального ремонта школ, инициированное Президентом страны Владимиром Путиным.

В Дагестане было открыто 26 детских садов на 4 140 мест и 17 школ на 7 576 мест. В 2024 году реализация программ строительства и капитального ремонта школ и детсадов продолжится.

«В школах внедрены обязательные уроки по родным языкам и родным литературам. Реализуется уникальный образовательный проект для учащихся первых классов “Мой Дагестан. Край, в котором я живу”, поддержанный Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думой. Закуплены почти 177 тыс. учебных пособий по истории Дагестана, около 200 тыс. – по родному языку и литературе, 85 тыс. – по географии Дагестана. Образовательными организациями проведены масштабные мероприятия ко 100-летию Расула Гамзатова с охватом более 1 млн человек», – доложил Яхья Бучаев.

Вместе с тем министр образования и науки РД озвучил проблему с обеспечением школьников учебниками и рассказал о том, как этот вопрос решается на федеральном и республиканском уровнях.

«По обращению Главы республики из обменно-резервного фонда Москвы и Московской области более 210 тыс. учебников были переданы в муниципалитеты с наибольшим дефицитом. Также с сентября 2023 года началась реализация проекта по подключению дагестанских школ к подсистемам и сервисам Московской электронной школы, электронная библиотека которой содержит около 2 млн цифровых образовательных материалов, в том числе уникальные виртуальные лаборатории, интерактивные приложения и видеоуроки. Три пилотные школы Махачкалы, Каспийска и Дербента уже успешно прошли все этапы подключения к МЭШ», – сказал министр.

Говоря о качестве образования в школах, Бучаев напомнил, что в 2023 году впервые в республике для обеспечения объективности проведения ГИА было организовано видеонаблюдение при проведении экзаменов в 9-х классах. С целью повышения качества преподавания ведется поэтапная реализация мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита педагогических кадров, повышение уровня профессионального мастерства и компетенций педагогов. С 2024 года основной акцент будет сделан на начальную школу.

«На сегодняшний день дефицит кадров составляет более 200 педагогов. Кроме того, до 2030 года в связи с вводом в эксплуатацию новых школ и детсадов этот дефицит значительно увеличится», – отметил министр образования и науки.

С целью решения проблемы в Дагестане работает программа «Земский учитель». В 2023 году в сельские школы направлен 61 педагог. Кроме того, открываются профильные классы по педагогическому, физико-математическому, естественнонаучному, гуманитарному, техническому и аграрному профилям. Уже сформированы 8 профильных инженерных классов, 149 – психолого-педагогических.

«В этом году в школах республики появятся 22 аграрных класса, а на базе Центра развития талантов “Альтаир” откроется физтехшкола», – доложил Яхья Бучаев.

В свою очередь председатель Комитета НС РД по образованию и науке Елена Павлюченко сообщила, что минувший Год педагога и наставника позволил открыть новые возможности для профессионального роста педагога.

«Одной из задач для образовательной системы стало снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Упрощение отчетности способствует повышению эффективности образовательного процесса, что в свою очередь благоприятно сказывается на качестве образования в целом», – сказала она.

Далее президент Ассоциации педагогов Дагестана, директор Республиканского центра образования Анжела Байрамбекова рассказала о роли семьи и наставников в воспитании и профессиональном самоопределении детей. Она ознакомила участников заседания с идеей разработки комплексной программы работы с родителями, нацеленной на создание условий для раскрытия их потенциала в образовательной и воспитательной среде, формирование доверительных отношений и создание траекторий успеха ребенка для его самореализации. В этой связи уже проводятся мониторинг ценностных ориентиров родителей, образовательные семинары и квесты.

В завершение мероприятия прошла процедура награждения 44 педагогов государственными наградами РД, Министерства просвещения РФ и ведомственными наградами Минобрнауки РД.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела